Смирнов, В. А. Последняя любовь : понойские страницы творчества В. Смирнова / В. А. Смирнов ; Обл. дет. б-ка, Есенин. музей. – Мурманск : [б. и.], 1998. - 51, [1] с.: ил., портр.

Древнее се >10 Поной Когда заходишь в Поной не со стороны моря, а со сто­ роны реки, с аэродрома, то первое, что бросается в глаза на подходе к селу , - это церковь, а по правую руку перед ней , на взгорье - кладбище. Уже издали становится ясно, что кладбище древнее и неухоженное, как и церковь, и само - .село. А ведь, если говорить честно, то хранителями истории любого поселения всегда являлись церковь и кладбище. В церкви крестили человека при рождении и отпевали при смерти. И соответствующие книги велись. Как жили поморы в те суровые времена? Профессор Мурманского пединститута историк И.Ф.Ушаков в одной из своих работ приводит такие данные: “В 1659 году в поной- ских водах было добыто 23852 семги - около 4500 пудов (72,8 тонны) ... Из Поноя было вывезено разными скупщи­ ками 581 бочка ворвани (топленого сала), 60 пудов куро­ пачьего пера, 2480 конжуев (тюленних шкур), 74 оленьих постели, 50 харабин (больших тюленних кож), 4 лопских пе­ рины, 35 лисиц, 43 белых песца, 1 росомаха, 16 канег (мехо­ вых полусапожек) - всего на 865 рублей 60 копеек, из кото­ рых иностранными купцами на 816 рублей...” Да, совсем не случайно в документах тех времен сказано, что в Поное “промыслы лежат преизящные...” В те далекие, да и не очень далекие века не знали по­ моры слова “коллектив”, но знали “всем миром”. Именно всем миром помогали погорельцам или семьям погибших рыбаков, всем миром, сходом, решали житейские вопросы. Опытные мореходы, они водили свои лодьи и шняки к бере­ гам Норвегии и даже Англии, где вели торговлю с тамошни­ ми купцами. Слава о кормщиках села, о зажиточности его шла не только по северному краю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz