Смирнов, В. А. Последняя любовь : понойские страницы творчества В. Смирнова / В. А. Смирнов ; Обл. дет. б-ка, Есенин. музей. – Мурманск : [б. и.], 1998. - 51, [1] с.: ил., портр.
Древнее се >10 Поной Когда заходишь в Поной не со стороны моря, а со сто роны реки, с аэродрома, то первое, что бросается в глаза на подходе к селу , - это церковь, а по правую руку перед ней , на взгорье - кладбище. Уже издали становится ясно, что кладбище древнее и неухоженное, как и церковь, и само - .село. А ведь, если говорить честно, то хранителями истории любого поселения всегда являлись церковь и кладбище. В церкви крестили человека при рождении и отпевали при смерти. И соответствующие книги велись. Как жили поморы в те суровые времена? Профессор Мурманского пединститута историк И.Ф.Ушаков в одной из своих работ приводит такие данные: “В 1659 году в поной- ских водах было добыто 23852 семги - около 4500 пудов (72,8 тонны) ... Из Поноя было вывезено разными скупщи ками 581 бочка ворвани (топленого сала), 60 пудов куро пачьего пера, 2480 конжуев (тюленних шкур), 74 оленьих постели, 50 харабин (больших тюленних кож), 4 лопских пе рины, 35 лисиц, 43 белых песца, 1 росомаха, 16 канег (мехо вых полусапожек) - всего на 865 рублей 60 копеек, из кото рых иностранными купцами на 816 рублей...” Да, совсем не случайно в документах тех времен сказано, что в Поное “промыслы лежат преизящные...” В те далекие, да и не очень далекие века не знали по моры слова “коллектив”, но знали “всем миром”. Именно всем миром помогали погорельцам или семьям погибших рыбаков, всем миром, сходом, решали житейские вопросы. Опытные мореходы, они водили свои лодьи и шняки к бере гам Норвегии и даже Англии, где вели торговлю с тамошни ми купцами. Слава о кормщиках села, о зажиточности его шла не только по северному краю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz