Скромный, Н. А. Перелом : роман в 4 кн. / Николай Скромный. - Мурманск : Релиз, 2003. - Кн. 3. - 325 с.

отсталости. Нельзя сравнивать Казахию с европейской страной, убеж­ дал он себя, когда был в добром расположении духа. В Бельгии, напри­ мер, сталелитейной промышленности двести лет, здесь - двадцать. В Германии крупповские заводы работают по новейшим разработкам, здесь-на уровне кустарных промыслов; рурский уголь добывают и вывозят машинами, а на карагандинских копях - долбят обушками и увозят к городам по козьим тропам вьюками на верблюдах... Если уж давать оценку какому-либо народу, подчеркивал он, когда в разговорах с людьми просто обязан был выглядеть справедливым и мудрым, то критерий должен быть один: насколько быстро и полно этот народ при благоприятных условиях - при Советской власти - су­ меет вобрать в себя все лучшее, что есть в мировой культуре, освоить и развивать ее сообразно своим национальным особенностям и усло­ виям, - примерно так он ответил Микояну. А чтобы казахский народ стал быстрее перенимать опыт других народов, надо покончить с ор­ дынским кочевьем. Кочевникам есть у кого учиться, брать примеры для подражания: известно, что казахи более всего дружат с русскими и украинскими крестьянами. Эта дружба, которой русские шовинисты глаза колют казахским националистам, у него теперь вызывает саркастическую усмешку. Акогда-то он долго не мог понять, недоумевал: исстари по всему Казах­ стану вперемешку с аулами стоят разные поселения, живут в них немцы, татары, мордва, чуваши, молдаване, корейцы - все они мирно соседствуют с аульчанами, но вот такой большой дружбы, как с рус­ скими и украинцами, казахи с ними не водят. Есть случаи прямо-таки братания, жаль, что казахи - мусульмане, не то бы нательными кре­ стами менялись. Совершенно разные миры - христианский и мусуль­ манский, глубочайшая пропасть, над которой никогда не перебросить мостка. Разные обычаи, культура, история, быт, уклад, миропонимание. Нет ничего, что по-братски роднило, связывало. Где корни этих родственных отношений? Не мог понять - и согласился с тем, что самое сложное обычно имеет объяснение самое простое: толстозадое русское -то же самое, что и толстомордое казахское. Казахская лень не уступает русской. Русское “авось” равноценно казахскому “хурда-мурда”. В рус­ ско-украинских дворах на скотинных базах грязи и неухоженности не меньше, чем в казахских. Казахские семейно-родовые празднества нисколько не короче русских свадебных загулов с поездками из села в село, обжорством, пьянством, непременным мордобитием, без ко­ 255

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz