Скромный, Н. А. Перелом : роман в 4 кн. / Николай Скромный. - Мурманск : Релиз, 2003. - Кн. 3. - 325 с.
дворе!” - под таким лозунгом он в полную мощь развернул кампанию по оседанию кочевых хозяйств. И тут выяснилось, что далеко не все нацблоки и группировки разбиты и окончательно рассеяны. Их разроз ненные остатки тотчас оставили мелочную междоусобную грызню за кресла в провинциях, стали быстро сползаться в одно целое, расти и, объединившись, выдвигать свои требования Казкрайкому, ставить наглые условия, беспрестанно строча доносы в Москву, где их ставлен- ничек Рыскулов преподносил в ЦК как неопровержимое извращение нацполитики в Казахстане. Он тоже не сидел сложа руки - весь трагизм и ужасы коллективи зации объяснял в ЦК как следствие ожесточенного сопротивления байства, подстрекаемого националистами, с переходом в открытые фор мы вооруженной борьбы против Советской власти. И, чтобы не быть голословным, лично дополнял и контролировал сводки краевого управ ления ОГПУ, ежемесячно отправляемые в Москву. Тем не менее эта “подметная эпистолярия” становилась опасной. В Москве еще не все зависело от Сталина. Многое могло и решало Политбюро. Поэтому ему надо спешить. Ввести откровенную диктатуру темпа, роста, безого ворочной исполнительности и жесткого спроса - как в военное время. Это будет его ответом националам: вы требовали первоочередности в землеустройстве казахов? Получите! И обижаться казахам-руководи- телям на него нечего. Он работает в интересах казахского народа, во благо народа, он сил не жалеет, чтобы как можно быстрее превратить Казахию в цивилизованную республику. Угодливые толкователи истории в желании польстить ему утверж дают, что до Октября здесь-де существовал феодально-общинный строй. Он их не поправляет, пусть... Феодальный - это в Европе: Фран ции, Англии, Испании... На память приходило из когда-то прочитан ного: крестовые походы, странствующие рыцари, замки, прекрасные дамы под вуальками в зарешеченных окнах... Здесь же - первобытно общинный, дикарский. Какая-то техническая мысль, очажки культуры, воспитание - в нескольких городках, да и то за счет европейцев. По всей степи до сей поры царят совершенно чингисхановские времена. За спиной злословят: до сих пор не выезжал в районы, не бывал в аулах... Он наслышан об аульном быте, нравах. Однажды на каком-то ужине за городом Куанбаев, пытаясь развеселить вечно хмурого “хозяи на”, рассказал, как едят настоящие здоровяки в аулах: сядут три казаха, засучат рукава и под кумыс, за разговором, слопают за вечер целого 251
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz