Скромный, Н. А. Перелом : роман в 4 кн. / Николай Скромный. - Мурманск : Релиз, 2003. - Кн. 3. - 325 с.

своей корысти умному рот заткнул. А оно все в список идет. Нынче плачем: невиновны, засудили... Нет, горемычный мой, виновны. На месте порушенного доброго вырастает только злое. Уж сколько говоре- но, сколько написано, а понять не можем: человеку всегда возвращается зло, которое он совершил, и хорошо если ему, а не детям его. - Да, безгрешных нет... Я покрывал вора, твой брат нанимал бат­ раков, - сумрачно отозвался Зульцер и снова загорелся обидой: - Но Боже! Сесть в тюрьму из-за бутылки кавказского самогона... Я не козле­ нок, а тот самый козел, на которого древние евреи вешали свои грехи иотводили в пустыню. Я вообще подозреваю, - улыбнулся он загадоч­ ной улыбкой, - что сижу здесь по национальному признаку. Как были при царях во всем виноваты жиды да студенты, - кивнул он на Орли- кова, - то и сейчас от них, негодных, все беды. Верченко выбрал из сена стебелек с привялой головкой Желтой каш­ ки, понюхал, полюбовался ею на вытянутой руке и галантно, букетом, подал Орликову. - А вы, Яков, никогда не виноваты. Ни всем народом, ни отдельным человеком. Со дней Распятия вы - всегда правы. Вечно и отовсюду гонимы, но - всегда правы. Непонятно только, почему всегда гонимы. Обвинить себя в своем кагале, в своем кругу, вы можете в любом грехе, в любой человеческой слабости, но никогда в том, что виноваты перед другими людьми и народами. Оттого-то по Писанию пойдете вы на Суде с грешниками налево: не признали всей вины - нет полного покая­ ния. Господь же приймает в Царствие свое во всем раскаявшихся... Зульцер внимательно выслушал старого конюха, покивал головой своим мыслям и уже без волнения насмешливо уточнил: - Так-таки налево? Это в геенну огненную? Все? Вместе с детьми? По-христиански, нечего сказать! -Почему прямо в геенну? - искренне удивился конюх.-Да еще сдетьми! В левой стороне она - самая последняя. У Бога и в той стороне обителей много. Только там света мало. Судит же Он дела человека, а не его национальность. Для Него нет ни грека, ни иудея, ни мусуль­ манина, как нет у Него для детских и безгрешных душ Суда. - Недурно! - с пылкой иронией отозвался Зульцер. - Не знаю, кто из ваших святых отцов написал это, - если подобное вообще написано, - но послано оно, несомненно, из церковной богадельни для умали­ шенных. А вы, православные, надо полагать, все пойдете направо? Верченко печально улыбнулся ему. 217

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz