Скромный, Н. А. Перелом : роман в 4 кн. / Николай Скромный. - Мурманск : Релиз, 2003. - Кн. 2. - 334 с.

Давно замечено: чем трусливей, тем подлее. А про Церковь? Вспомни, что он про церкви плел. Как защищал! Свою школу бы так защищал. Не мне с ним в споре тягаться, но не прав он, кругом не прав. Может, и были когда-то среди попов люди стоящие, да к сегодняшнему дню перевелись. Его послушать, так нам без попов вообще бы жизни не было. Только им обязаны. - Кому же еще! Они и князей в один кулак собрали, и людей направили... - Вот уж дудки! Мы сами себе обязаны. Русский человек над собой чужеземного засилья никогда не потерпит. Татар не князья с попами били, а простой народ. Он все попрекал меня: мол, мы, партийцы, забыли все хорошее, что Церковь дала народу. А дала она, по его словам, очень много. И с чистой душой из нее выходили, и плакались в ней чистыми слезами... сволочь!.. и думки только хорошие из нее выносили, и от дурного избавляла, толкала лишь на доброту. Все заповедями козырял: о какое богатство, куда вам до него со своими идеями! Значит, придет мужик из церкви с просветленной попом душой в холодную хату к голодным детям на корку хлеба, а ему - не пожелай, не стяжай, тебе, мужик, Святый Дух поможет! Его обдерут как липку податями, вдобавок выпорют, а Церковь - подставь другую щеку. Сеня, поверь: если бы мы жили только так, как она требует, мы бы до сей поры под монголами были или еще под кем... Да если б не она, мы давно царям под зад пинком дали, а так - нельзя: помазанники божии. Одна сволоч­ ная братия! Не могу я растолковать по-умному, не тому учен, но речи его контровые. Вот гляди: он утверждает, будто бы Церковь о крестья­ нине заботится, бережет его: религиозные праздники так расставила, что начинаются они с поздней осени, когда с полей убрано, и тянутся всю зиму, до Великого поста. Ешь, пей, свадьбы справляй, набирай телеса, но в пост забудь все грешное, скоромное, береги душу, готовь тело - ждет тебя пахота. - Очень умно, я и тут с ним полностью согласный! А с Пасхи опять мясо разрешено, чтоб на севе силы были. - Тут больше выгоды, чем ума. Сеять зимой мужик не будет. Летом. Но сколько бы праздников Церковь летом ни устанавливала, он сначала посеет, сожнет, уберет с полей и уж потом гулять станет. Сделай наоборот - сам сдохнет с голоду и попы вместе с ним. Поэтому пахарь не к Церкви и праздникам ладился, а к земле-кормилице, и только тогда - Церковь к пахарю. В начале посевной праздник выпал, он нам нужен был? Посевная срывается - земля сохнет, а мы гуляем! Со звонами, 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz