Скромный, Н. А. Перелом : роман в 4 кн. / Николай Скромный. - Мурманск : Релиз, 2003. - Кн. 2. - 334 с.

давало многое: вражда, междоусобица, расстояния, страх за вотчины. Приходилось либо смерти ждать в неравном бою у своего посада, либо на поклон к татаровьям идти. Одна Церковь не склонила головы! Денно и нощно гремело со звонниц! Для всех дружин одним стягом стала. Под него собирались. И если сохранил русский народ в то жестокое время веру свою, обычаи, сказания... душу российскую!., дух свой славянский! - то обязан он прежде всего Церкви. Она и князей собра­ ла, и народ сплотила. На Куликово поле шли биться за родную землю да веру поруганную, за те же церкви. Похмельный раздумчиво, словно сам себе, возразил: - По-моему, вначале бились за матерей-отцов, детей да близких, а уж потом за церкви и веру. - Правильно! Но сколько силы прибавляло им сознание того, что идут они на битву, благословленные Богом и Церковью! Похмельный не смотрел на учителя - его горячность становилась неприятной. Все, о чем бы сегодня ни говорил Никитин, было, по мнению Похмельного, правдой и вместе с тем почему-то начинало раздражать. Ответить, возразить - не хватало знаний, к тому же не позволяло уважение, которое он с детских лет испытывал к учителям. - Ваше главное обвинение против нее состоит в том, будто бы она помогала держать народ в темноте, - продолжал учитель, поглядывая на Семена, - вот кто слушал с благоговением! - Возможно, последние полтораста лет и помогала... Но что ей оставалось делать? Пока Русь была разобщенной, не имела государственности, ею правила Церковь. Все княжества подчинялись ей. Сергий Радонежский нищенствовал, жил где-то в лесной келье, но его слово чуть ли не гласом самого Господа Бога по Руси разносилось. Стоило Петру создать империю - и Церковь навсегда отошла на второй план. - Он ее, наверное, попросту в сторону двинул, чтоб не путалась под ногами... - Не совсем так. Стоять у правила государством она не могла, потому что государство - это всегда насилие. Она стала своеобразным показателем чистоты помыслов власть предержащих. По словам Маркса, Церковь всегда была орудием в руках государства. Чем чище или грязнее совершались дела в правящих кругах, тем лучше или хуже становилась Церковь. В России со времен прародителя своего Александ­ ра Даниловича Меншикова что ни чиновник - то ворюга, взяточник либо казнокрад. Помнит, конечно, и он о державе, однако о своем кар­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz