Скромный, Н. А. Перелом : роман в 4 кн. / Николай Скромный. - Мурманск : Релиз, 2003. - Кн. 2. - 334 с.
праведном суде над односельчанами, поскольку он не начинал этого села, не распахивал эту целину, не извивался под ударами треххвос той камчи, какими пороли казахи в диких степях первых русских по селенцев, - и тот вышел из правления, якобы покурить, когда Строков поставил вопрос о Кожухаре; а о других горе-активистах и говорить нечего. Спасибо Гарькавому: крепко вступился, отстоял и оставили Петра, а то были бы ему сейчас овсы, налитые колосья, село, хата, покрикивающая верхом на коне Варька... Вот выслали недавно крепкие, большие и зажиточные семьи, объя вив их кулаками. А что хорошего? Вначале радовались: разделались с врагами трудового крестьян ства. Мечтали легко разбогатеть на конфискованном добре. Не вышло, на чужом горе своего счастья не построишь, ибо недаром сказано: луч ше свое латано, чем чужое хватано. Отобранное, как и ворованное, оказывается, имеет свойство расплываться, исчезать невесть куда, что и случилось. Где теперь это добро? Вот это, что колышется спелым колосом? Но чтоб оно колыхалось, надо обиходить, вспахать, засеять, сберечь, скосить, обмолотить, провеять, просушить, протравить и опять засеять, и еще много чего, прежде чем оно станет добром. То же самое со скотиной: накоси, свези, напои, вылечи, укрой; те же хлопоты с жильем: не заменил вовремя сгнивший сноп камыша - зальет дождя ми, и потекло, и поплыл саман жидкой глиной, и покосилась доброт ная хата, которой при хозяйском уходе век стоять... За всем этим - труд. Великий труд. Теперь спохватились. Поле - вот оно. А где сейчас высланные семьи? Мужики, старики, бабы, дети - живы ли они? Если и миловал Бог, то их жизни и врагу не пожелаешь: так же, видно, люто бедуют, как высланные на здешних точках. Мироедами обзывали... Какие же они мироеды? Кого это они сбелосветили? Кого с сумой по миру пустили? Батраков нанимали? Ну и что? Все равно этот батрак без дела по селу слонялся. И распла чивались хорошо. Не заплатил бы хозяин сполна за труд - черта с два бы кого нанял в следующую страду. К тому же власть нанимать разре шала. Батракам-киргизам меньше платили, тут уж слова из песни не выкинешь, а своих прижаливали. И кто виноват, что из предложен ной на выбор оплаты за труд - хлебом или деньгами - многие брали деньгами и, минуя свою хату, направлялись к шинкарю? Раз в шинок, другой, третий - откуда же быть достатку? Разве не слагается он из крайней бережливости и учета каждой копейки? Может, и в самом деле, 245
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz