Скромный, Н. А. Перелом : роман в 4 кн. / Николай Скромный. - Мурманск : Релиз, 2003. - Кн. 1. - 329 с.

бом ликвидированный. Именно здесь прошли детство, отрочество, юность. Тут - и родовые корни. Отсюда - посыл, импульс к трудной и ответственной теме, а также первоначальное познание ее реальной основы, дополненное и углубленное затем немалым писательским трудом, позволившим, по сути, творчески эту тему “рассекретить” и первому в отечественной литературе сказать полновесное слово о том, о чем прежде умалчивалось или же гово­ рилось в известном ключе, старательно героизированном классиками и полуклассиками социалистического реализма. До “Перелома” Н. Скромного как образцы классические, так и произведения проходные каруселили по трагической, но объявляемой ими непременно созидательно-преобразующей эпохе, как по заколдованному кругу, состоящему из двух пунктов-постулатов: а) только сплошная коллективизация трактором зацепит батрака, бедняка, середняка и вытащит его из нужды; б) только в колхозе трудящемуся крестьянину спасение от бедности, иначе ему труба - кулак-вампир его высосет вконец. Без пункта “а” не было пункта “б”, и наоборот. Нет нужды обозначать поименно известных певцов соцреализма и укорять их за восторженные гимны в честь пробуждения новой жизни, будь то в Гремячьем Логу, приволожских деревнях, близ Ладоги и Онеги, в хакасских стойбищах или же казахстанских селах, аулах, станицах. Ни к чему эти укоры, ибо певцы были верными сынами своего времени и говорить иначе о своей эпохе и ее “типичных представителях” не могли, как не могли вереницы способных, а чаще всего откровенно бездарных и уже явно конъюнктурных эпигонов. Творческая заслуга Николая Скромного, возможно, состоит как раз в том, что его “Перелом” не в легковесной публицистике, а в многотрудном жанре романа положил конец этомудуховному разврату и явственно обозначил начало нового художественного подхода к истолкованию не столь уж и простых коллизий эпохи 30-х годов, какими спешат нам преподнести современные их трактовщики, заведомо подверстывая все и вся под знаменатель ужасов распроклятой сталинщины и объясняя все только ею одной. Такой подход уже в самом своем принципе ничем не отличается от всем давно набивших оскомину примитивных обличений “проклятого прошлого”, о чьем крахе возвестил исторический выстрел крейсера “Аврора”. ...Глубокое знание кочевого уклада жизни казахов, их этнографии, истории, фольклора, истинно гуманистической сути самого народного характера - все это составляет сильную сторону романа “Перелом”, созвучную традициям художественной прозы Мухтара Ауэзова, Сергея Маркова, Абдижамила Нурпеисова. Столь же не поверхностно у автора и знание переселенческого быта украинцев, русских, поляков, чеченцев. Волнующа и трогательна поэтизация всегда нелегкого, но возвышающего душу крестьянского труда в “Переломе”. Тут она у Николая Скромного сродни, пожалуй, той, которой 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz