Скромный, Н. А. Перелом : роман / Н. А. Скромный. - Москва : Современник, 1989. -350,[1] с. - (Новинки "Современника").

В развитии литературного процесса не так уж трудно обнару­ жить закономерности, правда все задним числом, исходя, так ска­ зать, из наличности, и объяснить, в силу каких причин появилось то или иное направление, возникла новая школа, почему, наконец, написалось такое-то произведение. Вспоминается начало шестидесятых годов. Критикой тогда было высказано немало верных суждений и, наверное, не меньше — не­ верных. Споры велись непримиримые. Концепции выстраивались од­ на за другой. Не ощущалось особого недостатка и в прогнозах. А что сбылось? Повысился интерес к минувшей войне, а на пе­ редний край литературы совсем уж неожиданно выдвинулась никем «не предусмотренная» проза о деревне, и выдвинулась она, можно сказать, прямо под аккомпанемент споров об «интеллектуализме». Василий Белов своей повестью «Привычное дело» как бы замкнул рассеянную в общественной атмосфере духовную энергию, и с тех пор литературный феномен, получивший имя «деревенская проза», надолго предопределил нравственные и гражданские искания отече­ ственной литературы. В начале восьмидесятых затеяли, было, разговор об усталости «деревенской прозы», однако жизнь очень скоро перебила эти похо­ ронные мелодии, вновь свежо прозвучали голоса В. Белова, Б. Мо- жаева, В. Распутина. Правда, то были голоса хорошо знакомые читателю, поэтому появление в конце 1986 года на страницах жур­ нала «Север» романа Николая Скромного «Перелом» следует отне­ сти к разряду тех неожиданностей, после которых в литературе открывается какое-то новое дыхание. Николай Скромный родился почти через двадцать лет после описываемых им в романе событий (действие романа «Перелом» имеет точную историческую прописку: весна 1930 года), однако су­ дового электромеханика (а такова его профессия) не прельстила су­ ровая романтика Баренцева моря, его захватил и надолго суровый реализм отечественной истории, действующими лицами которой бы­ ли отцы и деды людей его поколения. В тридцать восемь лет Н. Скромный дебютировал романом, позволяющим поставить его в ряд зрелых и самых серьезных современных прозаиков. Д олж но заметить, д аж е в период открытой критики культа лич­ ности Сталина (конец пятидесятых — начало шестидесятых), когда порой ставилась под сомнение вся его деятельность, процесс пре­ образования деревни в годы коллективизации старались как-то обой­ 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz