Скромный, Н. А. Перелом : роман / Н. А. Скромный. - Москва : Современник, 1989. -350,[1] с. - (Новинки "Современника").

Казахский же аул тянули назад отжившие тради­ ции, безжалостные и бессмысленные догмы Корана, ро­ довая вражда, многоженство, частые кочевья. Теперь новая власть законом требовала равноправия, знаний, участия в местных Советах, в государственных меропри­ ятиях и делах. Этим не замедлили воспользоваться националисты. Поползли по аулам националистические выверты. Сбо­ ры партработников обострились болезненными дискус­ сиями о целесообразности выселения баев, возникло не­ доверие, всплыли, казалось бы, давно забытые ссоры и нанесенные обиды, между селами и аулами понеслись слухи и кривотолки. Коммунисты уличали друг друга в национализме и в великодержавном шовинизме. И не­ редко местничеством, национализмом грешили русские партработники, а шовинизмом — казахи. Объяснялось это тем, что многие русские (ныне руководители) были сосланы в казахстанскую ссылку задолго до революции, как случилось в жизни Каширцева, или остались здесь в годы гражданской войны, а еще больше их направила страна в помощь республике с середины двадцатых го­ дов, из числа которых был Гнездилов. А коммунистов-казахов часто упрекали — и за дело — в великодержавном шовинизме. У них не хватало опыта классовой борьбы, знаний в экономике и навыков в стро­ ительстве нового. Не виделось многим из них, что за феодальной убогостью, неграмотностью, косным бытом с его многоженством, калымом, барантой, дикими пред­ рассудками и невежеством лежит уже вскрытый Совет­ ской властью мощный плодоносный пласт великих воз­ можностей казахского народа с его национальной гор­ достью и самосознанием. Не видели и посему считали: какой смысл заниматься долгими изысками, время не ждет, проще взять за основу все русское — у них ка за ­ хам есть чему поучиться. И редко кто мог с точностью определить ту границу, за которой привязанность к ка ­ захской земле переходила в национализм, а глубокое уважение к русскому народу — в исповедание казахом великодержавного русского шовинизма. Здесь мало бы­ ло одного желания видеть эту землю обновленной, р а з ­ витой— требовался большой жизненный и партийный опыт, умение мыслить новыми категориями, иными мас­ штабами, способность за местным увидеть общее, часто отказывая сегодняшнему, чтобы за трудностями, слож- 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz