Скромный, Н. А. Перелом : роман / Н. А. Скромный ; художеств. оформ., ред. авт. - Мурманск : Рус. Север, 1993. - Кн. 2. - 400 с.

продолжал учитель, поглядывая на Семена — вот кто слушал с благоговением! — Возможно, последние полто­ раста лет и помогала... Но что ей оставалось делать?'По­ ка Русь была разобщенной, не имела государственности, ею правила церковь., Все княжества подчинялись ей. Сер­ гий Радонежский нищенствовал, жил где-то в лесной ке­ лье, но его слово чуть ли не гласом самого господа бога по Руси разносилось. Стоило Петру создать империю — и церковь навсегда отошла на второй план. — Он ее, наверное, попросту в сторону двинул, чтоб не путалась под ногами... — Не совсем так. К тому времени она свое историче­ ское предначертание с честью выполнила. Стоять у пра­ вила государством она не могла, потому что государство — это всегда насилие, а любое насилие несовместимо с христианским требованием любви к людям, к готовности самопожертвования для их счастья. Она стала своеобраз­ ным показателем чистоты помыслов власть предержащих. По словам Маркса, церковь всегда была орудием в руках государства. Чем чище или грязнее совершались дела в правящих кругах, тем лучше или хуже становилась цер­ ковь, Вот вы обвиняете церковников: дескать, обманщи­ ки, двурушники, наш хлеб едят и прочее. Но только ли они? В России со времен прародителя своего Александ­ ра Даниловича Меншикова что ни чиновник — то ворю­ га, взяточник либо казнокрад. Помнит, конечно, и он о державе, однако о своем кармане не забывает, о нем р а ­ деет. Чем угодно, хоть борзыми, но берет. Сейчас — не знаю, может, почище стало, но, боюсь, и вам не выкорче­ вать... Какова власть такова и церковь. Что же вы те­ перь от нее хотите? Зачем же списывать на церковь все грехи, если она «всегда оружие в руках государства»? До государства у нее грехов не было! Не рабство и темноту, но свет наук и истины несла она в народ. Перечислите самых выдающихся людей древней Руси, и все они ока ­ жутся церковниками: летописцы, позже историки, осно­ ватели русской словесности, создатели и хранители лите­ ратуры, сказители, поэты, философы. Это они, первосвя­ щенники, задолго до утопистов создали в своем ученье прообраз социализма, заложили его основы... Да-да, не улыбайтесь!.. Были среди церковников и художники, и архитекторы, и математики, и ученые, наконец. Вы пола­ гаете, что только таких, как Джордано Бруно, на кострах 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz