Скромный, Н. А. Перелом : роман / Н. А. Скромный ; художеств. оформ., ред. авт. - Мурманск : Рус. Север, 1993. - Кн. 2. - 400 с.

бежно будут сопровождать всякие страхи: то будто бы за спиной кто-то бесовским голосом сразу предложит груду золота, то вдруг кто из близких закричит о помощи и очень хочется оглянуться, но нельзя — пропадет сила урока, и если вызвался изучить, изучи до конца, иначе тебя ожидают всякие беды... Словом, все то о чернокни­ жии, где опыт народной медицины тесно переплетается со сказочными вымыслами, тонкая житейская наблюда­ тельность — с нелепыми суевериями, подлинно чудодей­ ственные целители — с откровенными вымогателями и шарлатанами. Многое из сказанного он пытался объяснить свойст­ вами человеческой психики, деревенским укладом, не­ грамотностью; в подтверждение своим доводам даже по­ казал гостям брошюрку в дешевом синем переплете Ши- льдера и Каудерса «Гипноз», изданную в 1927 году. На Никитина было приятно смотреть. Исчезла неко­ торая скованность, он рассказывал полно, не стесняясь. Похмельный откровенно наслаждался его речью, не осо­ бо вникая в ее смысл. Несомненно, Никитин умный чело­ век. Вот кому можно открыться. Он-то наверняка все пой­ мет правильно. Рассудит, подскажет. Разницу в годах ^пойдет лишь на пользу дружбе. В том, что они станут друзьями, Похмельный не сомневался. Таким людям он с удовольствием подчинялся. Но сейчас, в отличие от Се­ мена, он давно потерял интерес к этому разговору, и, гонясь вилкой в миске за мелкими скользкими рыжика­ ми, сказал: — Очень хорошо вы объясняете. Доступно и понима- тельно. Только не верю я ни в бога, ни в черта, ни в ка­ кие магии и лечения. Я в самого себя уже не верю, — добавил он благодушно. Ему была непонятна взволно­ ванность учителя. Разговор шел легкий, хотя и веселого было мало, но, по крайней мере, не выматывают душу расспросами о высылке и начислении трудодней. Поэто­ му ввязываться с возражениями не хотелось, к тому же тема непривычная... — Меня одна умная голова учила: стоит тебе поверить в разные приметы и суеверия — не­ пременно докатишься до веры в бога. А так — не возра­ жаю, на правду похоже... Да ну его к лешему, это зна­ харство! Давай лучше выпьем. Я вас, Сергеевич, хотел бы попросить: нельзя ли до начала занятий в школе оп­ ределить в нее на прожитье две-три семьи высланных. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz