Сидорин, В. В. На Севере страны взрослели пацаны : повесть-трилогия / Вячеслав Сидорин ; иллюстративный материал из архива Л. Федосеева. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2022. - 235 с. : ил., портр.

На Севере страны взрослели пацаны сколько в способности дать отпор обидчику, быть впереди дру­ гих ребят в спортивном зале или на стадионе. Вовка не был самым сильным в классе, но в тройку лидеров входил. Входил до тех пор, пока в классе не появлялся новый ученик, который до поры до времени не раскрывал своих фи­ зических данных. Ну, а со второгодниками тягаться силой было тяжело, а с кем-то и бесполезно, в особенности с теми, кто при­ выкал засиживаться в классах. В Вовкином классе было несколько переростков. О Валерке мы уже сказали. При случае скажем о ком-то ещё. А сейчас - о другом. Многим учителям, наверное, думалось, что пример в учёбе и поведении задают отличники и крепкие хорошисты. Что имен­ но они способны подтянуть успеваемость того или иного от­ стающего сверстника и повести за собой чуть ли не весь класс. На классных уроках педагоги, говоря об успехах, уровне знаний учеников, непременно начинали разговор с них - успевающих и успешных. Успешные ученики действительно влияли на жизнь в классе, но влияние это было малозначительным, вовсе не таким, как кому-то представлялось. Кто больше всех собирал металлоло­ ма и сдавал макулатуры, кто больше других приносил книг для пограничников и посадил деревьев у школы? Кто быстрее свер­ стников бежал стометровку или эстафету на лыжных соревно­ ваниях, кто дальше бросал на стадионе гранату и толкал ядро, лучше других прыгал в длину и высоту? Наконец, кто совершил поступок, достойный подражания: заступился за малыша или несправедливо обиженного одноклассника? Да кто угодно, толь­ ко отличников и хорошистов среди них редко кто замечал. Протекала в школе и иная жизнь; она не бросалась в глаза, но имела большое значение. Лидерами в той, закрытой от по­ сторонних глаз жизни были слабые в учёбе, но крепкие в физи­ ческом отношении личности. Нетрудно догадаться, что все они являлись переростками. Именно переростки учили и воспитыва­ ли пацанов вне уроков, формировали их мировоззрение, прове­ ряли в «деле» - как в школе, так и на улицах, во дворах. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz