Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 6 9 наша промышленность уже строила - это бук­ сиры типа «Рюрик» проекта 730. К концу года вышел из ремонта б /п «Беломорец», а к началу 1953 года - и б /п «Карелец» после восстанов­ ления руля и рудерпоста на СРЗ № 82 в Чалм- пушке. Но зато пришлось отправить б /п «Кола» на восстановительный ремонт. Для получения разрешения на буксировочные работы в порту по рацпредложению капитана В. М. Жигалова на б /п «Карелец» был срезан полубак (навес) и понижен гак на 350 мм, что дало возможность выдерживать рывок на гаке. Сложно было силами маломощного флота производить швартовые операции с транспор­ тными судами, часто приходилось прибегать к помощи сторонних организаций: рыбного порта, строительного управления (перевалоч­ ная база) и военного порта (УВСГ). И хотя в Мурманском пароходстве стоял без дела б /п «Евпатория», склонить начальника порта В. А. Косякова принять судно на баланс пор- тофлота было невозможно. Он был более за­ интересован в основной деятельности порта по переработке грузов, а на портовый флот обра­ щал мало внимания. Хотя за несвоевременную перешвартовку того или другого судна спраши­ вал сурово. Так что начальнику портового фло­ та 3. И. Хабарову приходилось нелегко. В течение 1953 года при активном участии портофлотовцев решался вопрос об открытии новых портовых пунктов вдоль побережья Кольского полуострова, организации пассажи- роперевозок, а также обеспечении удобного и безопасного обслуживания пассажиров порто- пунктов, не оборудованных глубоководными причалами для стоянки судов. Ввиду особен­ ностей погодных условий Баренцева моря, а также недостатка катеров для обслуживания пассажирских судов на рейде, было принято ре­ шение использовать моторные лодки «Дори», А. Работал диспетчером по портопунктам в тесном контакте с портовым флотом, затем, до выхода на пенсию в 1978 г., - начальником морского вокзала. Ветеран ВОВ. (фото 1980 г.) М /к «Лоцманский», 35 л. с. С п ^ О /? и Л > Из воспоминаний А. И. Елфимова: «Когда по решению Совмина было приказано от­ крыть 11 портопунктов на побережье Кольского по­ луострова, я был направлен для обследования этих пунктов и ознакомился с их работой. В конце января 1953 года пошёл я на п/х «Держа­ вин», где капитаном был Лукашков. Подошли к губе Дроздовка, был сильный мороз - минус 25 градусов. Подошла колхозная шлюпка (так как других плавс­ редств не было), сели в неё 11 человек, в том числе одна женщина и начальник связи, который отпра­ вился за почтой. На море был сильный ветер и вол­ нение. Когда отошли от судна, не могли выгрести, и нас стало относить в море. Для того, чтобы показать свой борт, мы жгли ко­ робками спички, но скоро их израсходовали. Дошли до отчаяния - выбраться на берег не было никакой возможности. И вдруг как будто случайно зацепи­ лись за камни. Это оказался безлюдный остров Но- куев. Пассажиры вышли на сушу. Попутчики предло­ жили в отлив по обсушке добраться до Дроздовки. Решили переждать, так как идти было бы тяжко - в ямах и на земле была вода, ноги сразу становились мокрыми. С рассветом нас обнаружили с берега. И тогда подошёл на помощь катер пограничников и забрал всех. Однако за ночь мы все обморозились. Я с обмороженными ногами долго лечился. Вот в таких сложных условиях приходилось налаживать нормальную работу портопунктов по обслуживанию пассажирских судов».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz