Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 6 7 и в войну попадал в жестокие переплёты в Мо­ товском заливе. Видимо, в норме остойчивости 1948 года было допущено завышение во избе­ жание гибели судов. Б /п «Кола» был допущен к перевозке пассажиров не более 50 человек на линии Мурманск-Дровяное. Буксирному пароходу «Беломорец» требо­ валось уменьшить бункер на 20 тонн и положить балласт 8 тонн на днище по всему судну. Когда эту проблему удалось решить, судно увеличило район плавания до 20 миль от порта-убежища. «Карельцу» требовалась укладка балласта 10 тонн, а б /п «Кандалакша» - 8 тонн. Они полу­ чили район плавания Кольский залив без пра­ ва буксировки. Буксиры «Карелец» и «Канда­ лакша» имели право производить швартовые операции, ошвартовавшись только к кормовой части судна. Б /п «Беломорец» после списания «Строителя» стал пожарным буксиром. По сути, у портового флота оставался один-единственный буксир, который мог ещё заниматься буксировкой, т. е. кантовкой судов в порту. Так что проблема с судами, способны­ ми производить нужные портофлоту операции, была острейшей. В 1951 году списали много­ страдальный б /п «Выг» и баржу № 12, стояв­ шую на консервации. В этом же году были при­ няты рейдовые катера: от Рижского портового И. Ловчиков, ходил на буксирах портофлота в должности моториста, механика. Проводы портофлотовцев в отпуск. Слева направо: И. М. Сухарев, И. И. Бровков, 3. И. Хаба­ ров, Н. А. Балакшин. Начало 1950-х. флота —«Буря» мощностью 150 л. с., от Мур­ манского пароходства - «РК-155» («Сосно- вец»), «Навигатор» и «Буран»; а из постройки на заводе «Красная кузница» (Архангельск) - баржи морского типа № 84 и № 85 грузоподъ­ ёмностью по 500 тонн. В 1951 году произошла авария на бук­ сирном пароходе «Карелец». Вахтенный по­ мощник капитана Геннадий Мячев с полного заднего хода зашёл на бровку у 11 причала и свернул рудерпост. В результате судно оста­ лось без руля. Чтобы оправдать эту поломку, Мячев подговорил вахтенного механика Петра Чернышёва перерубить «цепь Галя» у судово­ го телеграфа и заявить руководству, что, мол, подвёл телеграф (оборвалась цепь). Потому был дан передний ход, а фактически машина работала назад. Но обмануть никого не удалось - старший механик С. И. Зыкин установил, что «цепь Галя» сама не обрывалась, а была перерублена зубилом. Это подтвердили вахтенные матросы и кочегар Костя Губарев. На выездной сессии Мурманского суда Октябрьского района в этом признались и сами виновные. За эту аварию они получили по заслугам: Мячев был лишён свободы на 5 лет, а Чернышёв - на 3 года. Беда только, что «Карелец» был выведен из строя на длительное время. На консервацию поставили и б /п «Канда­ лакша» из-за большого износа. Так что поло­ жение с буксирными пароходами сложилось крайне тяжелое. Остался только один буксир «Кола» в 420 и. л. с., и тот работал на износ, за­ зор в дейдвуде составлял по 8 мм на сторону. 1952 год не принёс портофлоту никакого пополнения. А так нужны были буксиры мощ­ ностью хотя бы до 500 и. л. с. Хотя такие суда

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz