Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» % Всю войну М. Е. Рассолова трудилась на равне с мужчинами. Без активного участия Марии Егоровны не обходилось ни одной бун керовки. Она бросала свои кастрюли, бралась за тачку (так как бункеровались углём только тачками) и работала вместе со всем экипажем. В октябре 1944 года после смерти С. Е. Мед ведева начальником портового флота был на значен Зосим Иванович Хабаров. Портовый флот к этому времени значительно сократился, потеряв несколько своих судов, и составлял: 3 буксира общей мощностью 1095 и. л. с., 2 бота (100 л. с.) и 8 барж (1680 т). Плавкран «Кама» находился в ведении механизации порта, руко водил которой Тимофей Борисович Гуженко (будущий министр морского флота СССР). Временно переданные суда Архморпути, земснаряды «Карский», «Вайгач», шаланды «Индига», «Повракулка» и буксиры «Дзержин ский» и «Беломорец» по решению ГКО в 1944 году отправились производить дноуглубитель ные работы в портах Онега, Молотовск (ныне Северодвинск) и Архангельск. В конце 1944 года в порт из США прибыли плавкраны завода «Волей» № 1 и № 2, 100 и 35 тонн соответственно. Они находились в трю мах транспортных судов в разобранном виде, в США их принимал инженер технадзора порта Фролов, а собирали на судоремонтном заводе Уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере И. Д. Папанин с группой награждённых портовиков. 1944 г. в Росте, под наблюдением механика портового флота Сергея Ивановича Зыкина - молодого, но уже опытного сотрудника. 23 октября 1944 года Кольская земля была освобождена. Но фашисты продолжали сви репствовать на море. Немецкие подводные лодки всё ещё орудовали в Баренцевом море на подходах к Кольскому заливу. 5 декабря 1944 года у полуострова Рыбачий погиб грузо вой пароход «Пролетарий» Мурманского па роходства с большей частью экипажа во главе с капитаном Павлом Григорьевичем Ижмяко- вым. Также в ноябре-декабре в Баренцевом Мария Егоровна Рассолова начала работу в порту в 1932 году в составе ремстройконторы. С 1933 года ходила пова ром на б/п «Дзержинский», затем - на б/п «Коммунист» и «Кола». В 1957 г. перешла работать береговым матросом в распоряжение начальника морского вокзала А. И. Елфимо- ва. В 1971 г. в возрасте 63 лет ушла на заслуженный отдых. За самоотверженный труд награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За боевые заслуги», «За обо рону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945». Сергей Иванович Зыкин (1912-1975). Пришёл в портовый флот из Северного пароходства в 1935 году. Работал старшим машинистом на б/п «Мурман». В 1939 году окончил курсы ме хаников 2 разряда и был направлен старшим механиком на б/п «Кола». После войны в той же должности ходил на б/п «Выг», «Карелец» и «Евпатория». С 1947 до 1950 гг. работал груп повым механиком и секретарём партбюро портового флота. За самоотверженный труд награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Советского Заполя рья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945», значком «Почётному работнику ММФ» и др.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz