Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
5 8 ПОРТОФЛОТ В ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ 1941-1945 Женская бригада в порту на разгрузке. У каботажной пристани. Октябрь 1942 г. В. Ф. Дымченко, в годы войны помощник командира б/п «МБ-3» («Мурман»), 'г и л , 7 ------------------------- Из воспоминаний В. Ф. Дымченко, прошедшего войну на б/п «МБ-3» («Мурман»), На войну я был мобилизован вместе с «Мурманом» 27 июня 1941 года в должности помощника командира корабля. После дооборудования и установки вооружения на МССВ буксир был направлен в аварийно-спасательную службу Северного флота (бывший ЭПРОН). Командиром был Василий Александрович Трифонов, старпомом Логин Андреевич Ряскин, командир БЧ-5 механик Василий Иванович Емельянов. В мае 1942 года меня назначили старпомом, в начале 1944 года командиром «МБ-3» и до конца войны я служил на нём. Всю войну корабль работал в море в походах под обстрелами авиации и кораблей противника. Встречал далеко в море и провожал караваны своих и союзных судов как спасатель. Мы буксировали аварийные суда и корабли из Баренцева моря в Кольский залив. Производили подъём затонувших судов с фарватеров и у причалов. У нас была группа водолазов и необхо димое оборудование. Доставляли на полуостров Рыбачий людей, боезапас, продукты, вооружение. Сделали более 45 рейсов в Озерко под обстрелом береговых батарей немцев из Титовки и бомбёжки авиации. Высаживали морской десант 12-й бригады на мыс Пикшуев в ночь с 27 на 28 апреля 1942 года. 12 октября 1944 года перевозили в начале наступления часть морской пехоты 63-й бригады из Полярного в Лиинахамари, порт ещё обстреливался отходящими немцами. Делали рейсы в порты Северной Норвегии. Киркенес, Тарнет, Вардё и другие. Шли тогда по минным полям и нерасчищенным фарватерам. Два военных катера погибли, мы чудом прошли. После десанта на Пикшуев 29 апреля 1942 года получили приказ штаба флота зайти в Полярный и взять на борт представи теля союзного командования. Далее следовать с ним в район аварийного, торпедированного тяжёлого крейсера «Эдинбург», 200 миль на норд от Кильдина. 1 мая рано утром подошли к крейсеру, караван и главная охрана ушли, с ним осталось два миноносца «Корвет» и «Тральщик». Торпедой у крейсера были повреждены два винта и руль, один винт работал. Из 800 чело век команды 200 остались на борту, остальные пересели на караван. На счастье союзников, шли снежные заряды, и авиация немцев не летала. В корень на буксир стал миноносец № 68, мы его взяли за нос, прошли 6 -7 миль, крейсер сильно рыскал по сторонам. Около 11 утра из снежного заряда выскочило 2 немецких миноносца. Они дали залп по нам из 10 пушек, начался тяжёлый бой. Мы отдали буксиры и отошли. Бой длился около часа, стреляло порядка 20 стволов, вода гейзерами кипела вок руг, красиво и жутко. Миноносец пустил торпеду, и она ударила в правый борт крейсера, он покренился, но остался на плаву. Затем взорвался немецкий миноносец. Видимо, 150-миллиметровый снаряд крейсера попал в боезапас, и корабль мгновенно затонул, второй миноносец ушёл. Мы собрались подавать буксиры, как послышался взрыв у правого борта крейсера, он сильно накренился, перевернулся и затонул. Подобрали всего несколько десятков человек из двухсот членов экипажа. Крейсер торпе дировала немецкая подводная лодка, которая подошла на вызов миноносца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz