Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 5 7 Панорама сгоревшего города. На этом месте стояли дома портовиков. 1943 г. Во время войны Мурманский порт имел исключительное стратегическое значение. Не сумев с ходу захватить город и будучи остановлен в нескольких десятках километров от Кольского залива, враг решил уничтожить Мурманск с воздуха. За годы вой ны вражеская авиация совершила 792 налёта на город, сбросила более 185 тысяч зажигательных и фугасных бомб. В конце 1944 года в статье, посвящённой учреждению медали «За оборону Советского Заполярья», газета «Известия» пи сала, что Мурманск по числу бомб, сброшенных немцами на каждый квадратный километр площади, уступает среди других городов СССР, подвергшихся бомбежке, только Сталинграду. В среднем на каждого жителя города пришлось по 31 килограмму взрывчатки и по семь зажигательных бомб. В годы войны американский журнал «Харпере Магазин» писал: «Нужно быть русским, чтобы оставаться здесь... Если он когда-нибудь наступит - этот мир, пусть скорее придёт он к людям Мурманска, они заслужили его». Проект монтажа крана был разработан конструкторским отделом завода под руководс твом Н. А. Афанасьева. Директором завода в то время был Андрей Прокофьевич Прокофьев. Нельзя не упомянуть и о женщинах-моряч- ках на флоте. Мария Егоровна Рассолова с начала вой ны работала поваром на б /п «Коммунист». 22 июня 1942 года буксир проходил очередное докование на судоремонтном заводе. Город и завод вместе с портом подверглись жесто кой бомбардировке. Осколком фугасной бом бы, упавшей рядом с доком, на котором стоял Л. П. Новосадов, началь ник торгового порта в годы Великой Отечественной войны. Г. В. Вольт. С 1921 г. рабо тал в портофлоте капитаном б/п «Сторегут» («Комму нист»), затем техником порта и зам. капитана порта. буксир, Мария Егоровна была ранена в левую руку, но свое дело не бросила, и после перевяз ки продолжала работу, превозмогая боль. Она трудилась до вечера, и лишь накормив ужином команду, отправилась в госпиталь и два месяца находилась на излечении. Но как только рука стала подниматься, она тут же потребовала вы писки. В начале 1943 года она попросила началь ника портового флота С. Е. Медведева пере вести её на б /п «Кола», который в то время ходил только до Порт-Владимира. Она счита ла, что на «Коле» ей будет спокойней. Но это была иллюзия, так как все суда, в том числе и б /п «Кола», курсировали под постоянными налётами вражеской авиации. Штат конторы портового флота в годы Великой Отечественной войны: начальник - 1, бухгалтер - 1 , групповой механик - 1 , нарядчики (ныне диспетчеры) - 3. Всего: 6 человек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz