Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 5 7 Панорама сгоревшего города. На этом месте стояли дома портовиков. 1943 г. Во время войны Мурманский порт имел исключительное стратегическое значение. Не сумев с ходу захватить город и будучи остановлен в нескольких десятках километров от Кольского залива, враг решил уничтожить Мурманск с воздуха. За годы вой­ ны вражеская авиация совершила 792 налёта на город, сбросила более 185 тысяч зажигательных и фугасных бомб. В конце 1944 года в статье, посвящённой учреждению медали «За оборону Советского Заполярья», газета «Известия» пи­ сала, что Мурманск по числу бомб, сброшенных немцами на каждый квадратный километр площади, уступает среди других городов СССР, подвергшихся бомбежке, только Сталинграду. В среднем на каждого жителя города пришлось по 31 килограмму взрывчатки и по семь зажигательных бомб. В годы войны американский журнал «Харпере Магазин» писал: «Нужно быть русским, чтобы оставаться здесь... Если он когда-нибудь наступит - этот мир, пусть скорее придёт он к людям Мурманска, они заслужили его». Проект монтажа крана был разработан конструкторским отделом завода под руководс­ твом Н. А. Афанасьева. Директором завода в то время был Андрей Прокофьевич Прокофьев. Нельзя не упомянуть и о женщинах-моряч- ках на флоте. Мария Егоровна Рассолова с начала вой­ ны работала поваром на б /п «Коммунист». 22 июня 1942 года буксир проходил очередное докование на судоремонтном заводе. Город и завод вместе с портом подверглись жесто­ кой бомбардировке. Осколком фугасной бом­ бы, упавшей рядом с доком, на котором стоял Л. П. Новосадов, началь­ ник торгового порта в годы Великой Отечественной войны. Г. В. Вольт. С 1921 г. рабо­ тал в портофлоте капитаном б/п «Сторегут» («Комму­ нист»), затем техником порта и зам. капитана порта. буксир, Мария Егоровна была ранена в левую руку, но свое дело не бросила, и после перевяз­ ки продолжала работу, превозмогая боль. Она трудилась до вечера, и лишь накормив ужином команду, отправилась в госпиталь и два месяца находилась на излечении. Но как только рука стала подниматься, она тут же потребовала вы­ писки. В начале 1943 года она попросила началь­ ника портового флота С. Е. Медведева пере­ вести её на б /п «Кола», который в то время ходил только до Порт-Владимира. Она счита­ ла, что на «Коле» ей будет спокойней. Но это была иллюзия, так как все суда, в том числе и б /п «Кола», курсировали под постоянными налётами вражеской авиации. Штат конторы портового флота в годы Великой Отечественной войны: начальник - 1, бухгалтер - 1 , групповой механик - 1 , нарядчики (ныне диспетчеры) - 3. Всего: 6 человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz