Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

5 6 ПОРТОФЛОТ В ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ 1941-1945 Горит город и порт. Лето 1942 г. «Субботника» баржа № 1 получила несколько пробоин в бортовой обшивке корпуса ниже ва­ терлинии, которые были забиты деревянными чопами нерастерявшимся помощником шкипе­ ра баржи М. В. Самохваловым. «Повракулка», гружённая военной техни­ кой, которую надо было доставить в Сайда- губу, стояла здесь же, ошвартовавшись по кор­ ме п /х «Субботник» и ожидая красноармейцев в количестве 200 человек. На вахте находились капитан Виталий Гаврилович Сластихин и 2-й механик Г. Н. Воробьёв. Когда прозвучала тре­ вога, я выскочил из кают-компании по трапу на палубу, и в этот момент произошёл сильный взрыв. Взрывной волной «Повракулку» силь­ но тряхнуло, из-за чего от кингстона оторвало трубу циркуляционного насоса. 2-й механик Воробьёв тут же закрыл бортовой кингстон, пе­ рейдя на донный, после чего мы с ним замени­ ли патрубок разорванной трубы на запасную. В 20 часов отошли в Сайда-губу. 23 апреля 1942 года авиация противника бомбила порт, сбросив только на центральную часть порта около 60 бомб, один из фугасов прямым попаданием прошил днище плавкрана № 1, стоявшего у причала № 5. Плавкран быс­ тро стал погружаться. На помощь ему пришёл б /п «Строитель», который нёс в порту пожар­ ную службу. Он немедленно стал откачивать воду из плавкрана, но был зацеплен падающей стрелой. Хлебнувший сверх меры воды бук­ сир тут же стал тонуть. На подмогу подоспел б /п «М Б-3» (бывший «Мурман») под коман­ дованием В. А. Трифонова. Пароход сумел вы­ тащить «Строитель» своим буксиром из-под рухнувшего крана и повёл его на мелкое место к берегу Абрам-мыса. Но по дороге «Строи­ тель» затонул на глубине 25 метров. При этом аварийном случае на вахте «Стро­ ителя» были старший механик Иван Иванович Емельянов и кочегар Анатолий Иванович Га­ ничев. В августе 1942-го б /п «Строитель» был поднят аварийно-спасательной службой Север­ ного флота и после ремонта вернулся в строй. А порт с 23 апреля 1942 года остался без единого плавкрана - и с этого момента возник­ ла острая проблема перегрузки тяжеловесов (танков и другого тяжёлого вооружения), при­ ходящих на судах союзных конвоев. Леониду Петровичу Новосадову - начальнику порта - удалось договориться с капитаном американ­ ского судна «Вест Чесволд» о передаче порту с его судна 35,5-тонной стрелы. Что капитан и сделал, как он объяснил, из чувства солидар­ ности с русскими и ненависти к фашистам. Рабочие судоремонтного завода под руководс­ твом прораба А. П. Избицкого и начальника котельного цеха И. А. Карташова установили стрелу на старом пароходе «Кама» Мурманс­ кого пароходства. В качестве грузовой лебёдки приспособили траловую лебёдку с одного из траулеров. Так появился плавкран «Кама». У восточной стенки 8-го склада было построено бомбоубе­ жище. Здесь во время налетов спасались те, кто нес вахту в районе 11-го причала. Землянки на Планерном поле, в которых жили портовики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz