Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
5 4 ПОРТОФЛОТ В ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ 1941-1945 Из воспоминаний бывшего капитана б/п «Кандалакша» А. А. Золоткова. В июле месяце 1941 года происходила эвакуация кранового хозяйства в Архангельск. Особые хлопо ты доставил у/п «Вотан». Для начала демонтировали его башни, погрузили на пароход «Спартак». Понтон вели на буксире за «Обью», где капитаном был Вла димир Георгиевич Левицкий, бывший работник мо- ринспекции Мурманского пароходства. Буксировка прошла благополучно, за что капитан Левицкий по лучил благодарность и назначение на теплоход «Ци олковский». (Судьба капитана сложилась трагично. «Циолковский», шедший в составе военного конвоя в Англию, был обстрелян и затонул. Большинство из членов экипажа погибло, в том числе и капитан). 5 октября 1941 г. б/п «Кандалакша» направляется в Архангельск, взяв на буксир плавкран № 5, кото рый также эвакуировали. Шли только ночью, днём останавливались: в Кильдине, Харловке, Иоканге, острове Харлов, шли под конвоем «СКР-81» и «БТЩ- 72», а от острова Сосновец шли без сопровождения конвоя. На подходе к Харлову встретили два немец ких эсминца, находящихся мористее 10-13 миль, они, вероятно, нас не заметили на фоне берега. На подходе к Мудьюгу встретился лёд, и б/п «Канда лакша» смог доставить плавкран № 5 только до Пов- ракульских створ. Там кран был оставлен до весны 1942 года. При следовании рекой Маймаксой в тяжёлом льду б/п «Кандалакша» получил пробоину корпуса наружной обшивки. Также оборвался левый борто вой киль, хлынула вода в кочегарку. Тут же прекра тили движение судна, подвели пластырь, остановили течь, зацементировали, а затем ледокол № 8 отвёл буксир на зимовку. После ремонта 8 мая 1942 года б/п «Кандалакша» вошел в состав ОВСГ Северной флотилии в Архан гельске, где работал до 7 августа 1945 года. И лишь 13 августа 1945 года возвратился в Мурманский пор товый флот. В войну нам приходилось обслуживать точки Белого и Баренцева морей: Поной, Канин нос, остров Моржовец, Мезенский и Онежский заливы. Многие из членов экипажа были награждены правительственными наградами, я и мой старший помощник В. Н. Брюшинин получили ордена Красной Звезды и другие награды, значки отличия ВМФ. мостик, труба была скрыта. Вся команда спас лась, ранены были капитан Яков Матвеевич Поспеловский и один из военных пулемётчи ков. (После войны «Двинская-2» была под нята, восстановлена в Мурманске на судоре монтном заводе пароходства и вошла в состав действующего флота Архморпути. Капитаном был назначен Сергей Фёдорович Фролов, сын бывшего начальника нашего порта). Вместе с «Двинской—2» в первые месяцы войны портофлот лишился п/ш «Териберка». В июле месяце паровая шаланда «Териберка» как паром была полностью загружена боепри пасами и стройматериалами и во главе с тех- ником-строителем порта 3. А. Балакшиным отправилась в Западную Лицу для сооруже ния причала и разгрузки. Но при авиационном налёте была утоплена. Экипаж спасся, так как судно находилось на якоре возле берега. После войны шаланда была поднята ЭПРОНом, восстановлена на СРЗ Мурман ского пароходства и возвратилась в строй действующего флота Архморпути. Б/п «Кандалакша», 675 и. л. с., год постройки 1922, Германия. Во время войны капитаном буксира работал А. А. Золотков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz