Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

5 2 ПОРТОФЛОТ В ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ 1941-1945 Причальные стенки в порту практически все были разбиты налетами вражеской авиации. Восстановление 9-го причала, пострадавшего при бомбардировке. В. М. Жигалов, штурман, затем капитан б/п «Комму­ нист». В отличие от Первой мировой войны, ког­ да транспортный флот России принимал лишь частичное участие в помощи фронту и тылу, в период Великой Отечественной на Севере ак­ тивно использовались морские суда всех типов, начиная от простых буксиров и рыболовных шхун и кончая океанскими транспортными су­ дами и линейными ледоколами». И портофлотовцы самоотверженно тру­ дились на своих постах ради великой победы. Война забирала все ресурсы. В этот период эки­ пажи работали без выходных и отпусков. Бун­ керовка судов осуществлялась своими силами с помощью тачек, и занималась ею вся команда без исключения. Однако были и те, кто не понимали в пол­ ной мере высокую степень ответственности в военное время. Так, на б /п «Коммунист» при капитанах Кононове и Хохлине были случаи не­ дисциплинированности. Однажды, когда мы го­ товились к отходу прямым рейсом из Мурманска в Эйну вместе с парусником «Правда», гружён­ ным фуражом и боеприпасами, к назначенному сроку не явились 2-й механик Н. Котомин и 3-й механик Н. Кукушкин. Вскоре они показались - оба в нетрезвом состоянии. Старший лейтенант Лизунов - начальник ВТС - не допустил их на судно, сняв с б /п «Дзержинский» старшего ме­ ханика Михаила Равнина и отправив его 2-м механиком на б /п «Коммунист». А Котомина и Кукушкина начальник порта Новосадов снял с работы и направил на фронт в штрафную роту. Вскоре сам капитан Хохлин при переходе Мур- манск-Чан-ручей, находясь на мостике, напил­ ся пьяный, зашел в куток Ура-Губы и посадил парусник с грузом на мель во время отлива. За это Хохлин начальником порта Новосадовым был снят с капитанов и переведён штурманом на б /п «Дзержинский». После того как капитаном буксира «Комму­ нист» стал В. М. Жигалов, положение на судне изменилось, так как Василий Михайлович был инициативным работником, и дело у него шло куда лучше прошлых капитанов. Вспоминается случай, когда паровой гудок на б /п «Коммунист» был повреждён обстрелом. Найти новый гудок практически невозможно. Можно лишь снять с какого-нибудь погибшего судна. И вот однажды ночью мы воспользова­ лись затишьем батареи и около 12 часов вместе с тогда ещё штурманом В. М. Жигаловым вы­ ехали на шлюпке на утопленное фашистами в июле 1941-го при входе в губу Эйна иссле­ довательское судно «Персей», срезали с него гудок и решили снять ещё и прожектор. Но не успели, начался обстрел Эйны с мыса Пикшу- ев, где располагалась вражеская батарея, и мы с одним гудком вернулись на свой буксир. «Персей» стоял на грунте слева при входе в губу Эйна, палуба его была видна из воды при отливе, стоял он с креном на левый борт. 20 июля на середине губы Эйна фашист­ скими авиабомбами была утоплена п /ш «Двин- ская-2». Над водой виднелись мачты и верхний

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz