Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО . МАСКО» доставалось в полной мере. Время работало против них. Северный флот требовал скорей шего переоборудования мирных судов под во енные нужды. А кроме того, нужно было вы полнять и традиционные задачи - переброску грузов, количество которых с началом войны значительно возросло. Буксирные пароходы «Кола» и «Выг» за нимались перешвартовкой судов в порту, пе реводом барж с боеприпасами в Порт-Влади- мир, буксировкой барж-площадок с причалов «Лавна-1» и «Лавна-2» в порт с ранеными солдатами, а из порта - с боеприпасами, живой силой и боевой техникой. Начиная с 1943 года б /п «Кола» стал ходить в губу Эйна с баржа ми и парусниками рыбного порта, гружёнными техникой и боеприпасами. Суда речного типа совсем не имели надводного борта, поэтому в каждую минуту им грозила опасность. Коман да буксира «Кола» под руководством капитана Зосима Ивановича Хабарова самоотверженно трудилась, за что народный комиссар Морс кого флота П. П. Ширшов отметил экипаж. На борту «Колы» была установлена мемориальная доска с надписью: «Буксирный пароход «Кола» в период Великой Отечественной войны рабо тал на перевозках грузов для Северного театра военных действий. Неоднократно при выпол нении отдельных заданий б /п «Кола» попадал под артиллерийский обстрел и бомбёжки вра жеской авиации, однако, благодаря выдержке экипажа и искусным манёврам, буксир всегда уходил от атак противника, выполняя задания в срок». Здесь же уместно привести выдержку из книги С. Ф. Эдлинского «Северный транспор тный флот в Великой Отечественной войне Со ветского Союза 1941-1945 гг.»: «Хорошо зная условия плавания в Мотов ском заливе, к полуостровам Средний и Рыба чий, отрезанным с суши противником, совет ские моряки, не страшась штормовой погоды, в условиях плохой видимости, преодолевая туман, снежные бури и ночную мглу, подде рживали постоянную связь с приморскими войсковыми частями. Морские суда с их от важными экипажами искусно и смело, под об стрелом врага везли подкрепление сражавшим ся на побережье советским войскам и вывозили раненых. 3. И. Хабаров, капитан б/п «Кола», с 1944 года - начальник портового флота. Б/п «Выг», 300 и. л. с., год постройки 1915, Голландия. Б/п «Кола» (бывший «Голландия»), 420 и. л. с., год постройки 1915, Голландия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz