Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО . МАСКО» доставалось в полной мере. Время работало против них. Северный флот требовал скорей­ шего переоборудования мирных судов под во­ енные нужды. А кроме того, нужно было вы­ полнять и традиционные задачи - переброску грузов, количество которых с началом войны значительно возросло. Буксирные пароходы «Кола» и «Выг» за­ нимались перешвартовкой судов в порту, пе­ реводом барж с боеприпасами в Порт-Влади- мир, буксировкой барж-площадок с причалов «Лавна-1» и «Лавна-2» в порт с ранеными солдатами, а из порта - с боеприпасами, живой силой и боевой техникой. Начиная с 1943 года б /п «Кола» стал ходить в губу Эйна с баржа­ ми и парусниками рыбного порта, гружёнными техникой и боеприпасами. Суда речного типа совсем не имели надводного борта, поэтому в каждую минуту им грозила опасность. Коман­ да буксира «Кола» под руководством капитана Зосима Ивановича Хабарова самоотверженно трудилась, за что народный комиссар Морс­ кого флота П. П. Ширшов отметил экипаж. На борту «Колы» была установлена мемориальная доска с надписью: «Буксирный пароход «Кола» в период Великой Отечественной войны рабо­ тал на перевозках грузов для Северного театра военных действий. Неоднократно при выпол­ нении отдельных заданий б /п «Кола» попадал под артиллерийский обстрел и бомбёжки вра­ жеской авиации, однако, благодаря выдержке экипажа и искусным манёврам, буксир всегда уходил от атак противника, выполняя задания в срок». Здесь же уместно привести выдержку из книги С. Ф. Эдлинского «Северный транспор­ тный флот в Великой Отечественной войне Со­ ветского Союза 1941-1945 гг.»: «Хорошо зная условия плавания в Мотов­ ском заливе, к полуостровам Средний и Рыба­ чий, отрезанным с суши противником, совет­ ские моряки, не страшась штормовой погоды, в условиях плохой видимости, преодолевая туман, снежные бури и ночную мглу, подде­ рживали постоянную связь с приморскими войсковыми частями. Морские суда с их от­ важными экипажами искусно и смело, под об­ стрелом врага везли подкрепление сражавшим­ ся на побережье советским войскам и вывозили раненых. 3. И. Хабаров, капитан б/п «Кола», с 1944 года - начальник портового флота. Б/п «Выг», 300 и. л. с., год постройки 1915, Голландия. Б/п «Кола» (бывший «Голландия»), 420 и. л. с., год постройки 1915, Голландия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz