Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

о нападении Германии и тут же мобилизовали буксир вместе с экипажем, оставив его на во­ енно-морской базе для охраны рейда. Завезли глубинные мины. Обеспечили до 1-го июля продовольствием и техническим снабжением. Я обратился к главному инженеру Кузне­ цову с просьбой разрешить на 2 дня вывести котёл из эксплуатации и отремонтировать его. Однако после предварительного осмотра главный инженер потребовал идти на ремонт в Мурманск. Все понимали, что для экипажа в 19 человек такой переход будет небезопасен, в море уже вовсю орудовали фашистские суда. Но приказ есть приказ, пришлось его выпол­ нять. Самое неприятное было то, что котёл не мог работать в обычном режиме. А при давле­ нии 8 кг/см (вместо рабочего 11 кг/см ) быстро не побежишь. Вышли из Иоканги в Мурманск около полудня 16 июля и пришли в Мурманск утром 17-го. Первым на борт поднялся групповой меха­ ник X. А. Гоман, который безмерно удивился возвращению экипажа, так как неофициальное сообщение об утоплении команды дошло до портового флота, и жёнам членов экипажа уже выдали полный расчёт. П/ш «Индига» (950 и. л. с., год постройки 1932, Дания) и «Уса» (1000 и. л. с., год постройки 1932, Германия), переоборудованные под паромы. Однотипная с «Индигой» п/ш «Териберка» была потоплена в июле 1941 г. в губе Западная Лица. С начала 1941 года в Мурманском порту производили дноуглубительные работы суда Архморпути. В июне они готовились вернуть­ ся в Архангельск, но война помешала осущест­ влению этих планов. Так на баланс портового флота были переданы землечерпательные сна­ ряды «Вайгач» и «Карская», паровые шаланды «Уса», «Индига», «Териберка», «Двинская-2», «Повракулка». Шаланды спешно переоборудо­ вались под паромы для перевозки боеприпасов, военной техники и живой силы. Вместе с архан­ гельскими судами для тех же целей были пере­ оборудованы сухогрузные баржи № 1 и № 3, а также м /б «Жижгинск» - для транспортировки Земснаряд «Вайгач» (однотипный с ним з/с «Карская»), 3x500 и. л. с., год постройки 1932, Германия. Под бортом стоит п/ш «Повракулка». лошадей на Мишуково. «Жижгинск» и баржи, буксировку которых осуществляли пароходы «Кола» и «Выг», работали на акватории Коль­ ского залива, а самоходные паромы ходили к полуострову Рыбачий. Суда находились в опе­ ративном подчинении Военно-транспортной службы (ВТС) под руководством старшего лейтенанта Лизунова. Переоборудованием судов занималась пор­ товая ремонтно-строительная контора под ру­ ководством техника-строителя В. С. Сорокина. Также рабочими ремстройконторы на западном берегу Кольского залива в срочном порядке были построены причалы «Лавна-1» и «Лав- на-2», отремонтирован санитарный причал № 15 (ныне 17-й причал). В этой работе особо отличился бригадир плотников Александр Его­ рович Рассолов, за что позднее был награжден именными часами, которые ему лично вручил Иван Дмитриевич Папанин - уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. Осенью сорок первого года еще не было крупномасштабных действий на море, но экипажам маленьких работяг-буксиров

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz