Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» Глава 6 Портофлот в годы испытаний 1941-1945 ервыи немецким самолет появил ся в небе над Мурманском уже 22 1 июня. Переход страны на военное положение значил для портофлота полную мо билизацию. 22 июня Северному флоту были переданы буксиры «Мурман», «Кандалакша», «Карелец», «Беломорец», баржи № 4 и № 5. Этим судам вместо названий присвоили борто вые номера и государственный флаг заменили на военный вспомогательного флота. Но не все суда в день объявления войны оказались в порту. История б /п «Коммунист», где я, Иван Бровков, работал старшим механи ком, лишь подтверждает известную истину - в жизни всегда есть место подвигу. Экипаж буксира с марта месяца занимал ся переброской продовольствия в Иокангу. 21 июня 1941 года судно повело последнюю бар- жу, гружённую мешками муки и бочками рыбы (трески), но неожиданно попало на мель в на чале отлива и самостоятельно сойти не смогло. Во время полного отлива пароход очень скре- нился на правый борт, и так сильно, что при шлось стравить пар из котла. Во время прилива судно выправилось, од нако скоро забортная вода начала поступать на палубу. Когда она стала просачиваться в горло вины угольных бункеров правого борта, матро сы быстро замазали щели крышек горловины тавотом, и течь после этого остановилась. Но буксир не выровнялся, вода подступала почти к кромке комингса дверей котельного отделения. Вдруг послышался крик Петра Чернышёва - вахтенного кочегара - что вода уже поступает в бункер через какие-то отверстия. Я вбежал в кочегарку и увидел, что там бьют 4 струи. Боль шими пальцами рук мы с Чернышёвым закры ли отверстия и закричали: «Быстрее! Четыре гвоздя и четыре куска листовой резины!» Вах тенный 2-й механик Николай Котомин подал резину, а боцман Андрей Кравченко - гвозди. Я, отпустив пальцы от пробоины, быстро забил через отверстия привальный брус. Течь прекра тилась. Теперь нужно было выровнять судно. Решили в барже № 12 сместить груз на один борт. Завели концы и пришвартовали кре нящиеся борта вместе, переместили груз с бар жи на высокий борт и только с этой помощью выровняли крен. Теперь встала задача выровнять горловину котла и дополнить его водой. У строителей на берегу оказался восьмикубовый ручной насос. Моряки привезли его с берега и быстро напол нили котёл. 3-й механик Николай Кукушкин не рисковал быстро поднять пары и решил не торопиться с возвращением в порт. Хотя судно там ждали именно в этот день. Между тем на ступило уже утро 22 июня 1941 года, но о вой не ничего не было известно, ведь радиостан ции на буксире не было. Пар подняли только 23 июня, всё тщательно проверили. А 24 июня б /п «Коммунист» пошёл к причалу в Иокангу (Гремиху). Капитан судна Степан Андреевич Конанов и команда буксира были в недоумении, когда на борт сразу по приходу поднялись командир военного гарнизона Иоканги вместе с главным инженером военной базы инженер-капитаном 3-го ранга Кузнецовым. Оказалось, что не вер нувшееся из рейса судно посчитали погибшим под бомбами фашистских самолетов. Это сооб щение впоследствии едва не довело до сумас шествия жён и детей моряков. Всей команде объявили Указ Президиума Верховного Совета Б/п «Коммунист» (бывший «Сторегут»), 375 и. л. с., год постройки 1898, Голландия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz