Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» В 1934 году продолжались изменения в составе судов портового флота - в марте б /п «Дзержинский» ушел в Архангельск, в сен­ тябре буксир «Память Руслана» был передан Экспедиции подводных работ особого назначе­ ния (ЭПРОН). А на баланс портофлота посту­ пил плавучий углеперегружатель «Вотан» (год постройки 1928, Англия, производительность 80 т/час), пришедший из Ленинграда. В 1935 году должность начальника слу­ жебно-вспомогательного флота занял Нико­ лай Александрович Салин, командированный в Мурманск из Ленинграда. Летом 1935 года на буксировке леса в Кан­ далакшском заливе и из Архангельска в Мур­ манск, а также на буксировке деревянных лих­ теров с алебастром (камнем) из Сороки (ныне Беломорск) в Архангельск работали б /п «Мур­ ман», «Кандалакша» и «Карелец». Им в по­ мощь были присланы арендованные у Ленин­ градского порта буксирные пароходы «Норд» и «Пурга», каждый по 500 и. л. с. Ленинградс­ кие буксиры оставались в составе портофлота до конца 1936 года, затем их вернули обратно к порту приписки. Рыболовный траулер РТ-7 «Сёмга». А. И. Стрельбицкий, старший штурман РТ-7 «Сёмга». Рыбного порта не существовало до 1936 года, поэтому портовые буксиры были приспособлены ещё и для перевоза рыбы. Чаще всех этим занимался б/п «Поной». По бортам были построены лари из досок, а в кормовой части на палубе матросы со­ орудили деревянный отсек до самого ограждения сектора руля. I вот при очередном рейсе в Западную Лицу 21 февраля 1935 года буксир угодил в ураганный шторм и капитан Степан Куколев решил повернуть обратно. Но при развороте судно попало между волнами, в это время разбитыми досками кормового отсека заклинило руль. Буксир без управления не смог выйти из волн, и его начало заливать. Вспоминает спасшийся бывший матрос б/п «Поной» Виталий Филиппович Дымченко: «Судно легло лагом к волне, не управлялось, волны накрывали судно, а через разбитые иллюминаторы машинного капа вода попала в машину. Крен на правый борт достиг 25-30 градусов. Я за час до этого сменился с руля и лежал одетым на койке, не спал. На палубе стоять было нельзя, правым бортом черпали воду. Остальные выскочили из кормового кубрика. Волной сбило правую шлюпку, лари и рулевую рубку. Вместе с капитаном Степаном Куколевым я бросился за борт и отплыл от тонувшего судна. Остальные с кормы тоже бросились за борт. Плавал я хорошо, подобрал доску, не растерялся, это меня и спасло, как и других. Мы находились в воде с температурой 3 -4 градуса 1 час 20 минут. Как потом узнал, РТ-7 «Сёмга» был у нас впереди на удалении 3 -4 миль, тоже шел за селёдкой в Восточную Лицу, но сильный шторм вынудил капитана Скорика повернуть в Тюву, тут они и увидели тонувшее судно, пошли на спасение к нам. Такое счастье. Шлюпки спустить было нельзя из-за большой вол­ ны и ветра, снежных зарядов. Команда дружно, умело спасла тех, кто держался на воде. Тонущие хватались за концы, которые бросали со спасательными кругами. Людей подтягивали к подветренному борту. Капитан маневрировал судном между плаваю­ щими людьми. На борт были подняты с большими усилиями и риском для всех: кочегары Виктор Попов и Бобаревский, матрос Фёдор Верещагин. Погибло 12 человек, спаслось 11. Так вновь мы и родились. Великая благодарность за это той команде «Сёмги» и капитану Скорику, земляку». > _____ -■ГЕГГ-- _I_2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz