Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
4 2 ЗАДАЧИ НОВОЙ РОССИИ Плавкран № 5, грузоподъёмность 35 тонн, мощность паровой двухцилиндровой машины 40 и. л. с.; год постройки 1899, Голландия. L=28,4 м, В=11,4 м, высота борта 2,4 м. Снимок сделан в Нарьян-Маре зимой 1948 г. А. И. Долинин, ветеран Мурманского судоремонтного завода. В 1934 году вместе с М. Кухарцевым произвёл монтаж фермы углеперегру- жателя «Вотан». Углеперегружатель «Вотан», пародинамо, производитель ность 80 т/час, год постройки 1928, Англия. После списания был переоборудован в плавмастерскую. На фото: в последний раз производит бункеровку п/х «Северная Земля» с угольной баржи № 5. Г. А. Земсков (1895— 1979). Работал в порту с 1926 по 1958 гг. Прошёл трудовой путь от грузчика до кранмейстера. Работал на у/п «Вотан». Один из первых стахановцев порта. Награждён орденом Ленина и медалями. Зачастую задачи, которые ставили перед собой портофлотцы, требовали не только инженерных зна ний и смекалки, но и изрядной смелости. В 1934 году в Ленинграде был получен углеперегружатель «Вотан», производительностью 80 тонн в час. Прибуксировал его в порт Беломоро-Балтийским каналом ледокол № 6. Но на время перегона с него сняли многотонную ферму, высотой почти 30 метров. А в Мурманске её предстояло установить на место. Но как это сделать? Тогда заведующим мастерскими порта был бывший групповой механик Семён Ива нович Улосьев. Для решения задачи собрали целый консилиум: начальник портового флота С. Ф. Коря кин, групповые механики X. А. Гоман, Е. М, Булыгин, М. И. Герасимов, и даже был иностранец - предста витель английской фирмы-изготовителя. Кран № 5, который в то время был в порту, не решал пробле м у - нужен был кран большей грузоподъёмности и с высокой стрелой. Англичанин, прибывший для шефмонтажных работ, развёл руками: мол, ничего не попишешь - нужен кран другой, но где его взять? Все же выход из положения нашли. Правда, опе рация была связана с немалым риском, но это не ос тановило умельцев. Осуществить её поручили котель щикам Александру Ивановичу Долинину и Михаилу Кухарцеву. На плавучий док завезли огромной высоты клет ки, установили так, что верхний их край был почти вровень с верхним краем башни дока. При полной воде в док завезли плавучий кран и баржу с фермой. Когда док всплыл, они оказались на клетках - осадка их была небольшая - высоко над заливом. Такая вы сота стрелы устраивала монтажников. К борту дока подвели понтон углеперегружателя «Вотан», фер ма повисла над ним на стропах. Котельщики начали заводить основание фермы в гнездо. Наблюдавшие за их работой портовики и судоремонтники застыли от напряжения. В любую секунду могли развалиться клетки. Могло проломиться днище крана. Мог накре ниться док. И тогда катастрофа неизбежна. А тут как назло совсем рядом на большой скорости промчался катер. Поднятые им волны докатились до дока. Всё закачалось, заскрежетало... Первым не выдержал иностранец, представитель фирмы. Отказавшись от руководства работами, он поспешил на берег. Но котельщики спокойно продол жали монтаж. Только когда ферма была прочно за креплена болтами на своём месте, а плавдок пошёл на погружение, чтобы освободиться от столь необыч ного и опасного груза, они сошли на причал. И здесь попали в объятия товарищей! В. С. Шаталов «Первый на Мурмане» 3Tg ~ ta iB;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz