Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

4 0 ЗАДАЧИ НОВОЙ РОССИИ Ледокол «Ленин» и б/п «Руслан» в районе Шпицбергена у потерпевшего аварию л/п «Малыгин». Март 1933 г. В начале 1933 года была организована экспедиция по спасению ледокольного парохода «Малыгин», сев­ шего на мель в нескольких милях от архипелага Шпиц­ берген. Из Мурманска ему на помощь вышли ледокол «Ленин» и б/п «Руслан». Позже к ним присоединился л/п «Георгий Седов». С большим трудом 24 марта пост­ радавшее судно с банки было снято. Теперь «Малыгину» и «Руслану» предстояло вер­ нуться в Мурманск. Но первая попытка пробиться на юг окончилась неудачей - на «Малыгине» усилилась течь, отказали помпы. Пришлось вернуться назад. Ледокол «Красин» доставил из Мурманска оборудование, ра­ диостанцию, а также специалистов, которые произвели необходимый ремонт судна. 27 апреля со второй попытки «Малыгин» благо­ получно добрался до Кольского залива. А буксирный пароход «Руслан», шедший следом, попал в жесто­ кий шторм. Ветер с каждым часом усиливался, нача­ лось обледенение, обнаружилась течь. Радиограммы с «Руслана» сообщали: «В котлах нет пара. Машина остановилась. Боремся с обледенением и креном ...», «Вода прорвалась в машинное отделение, заливает ко­ чегарку. Вычерпываем вручную вёдрами». Ледокол «Красин», получавший радиограммы, в по­ исках терпящего бедствие судна безуспешно обшари­ вал ночное штормующее море. «...Точилов (старший штурман) прямо со дна ко­ рабль поднимает. Братва не унывает, работает...», «Ракет не видим. Продержимся на воде недолго. Шлем последний товарищеский привет...» Команда боролась до последнего, но в итоге покинула тонущее судно на двух шлюпках, одна из которых была обнаружена. Из 23-х членов экипажа выжили лишь двое, один из них - старший штурман Герасим Васильевич Точилов. В знак уважения к мужеству и самоотверженности команды б/п «Руслан» один из буксиров, пополнивших портовый флот в 1933 году, получил название «Память Руслана». В 1933 году Советским Союзом за границей было закуплено большое количество транспор­ тных судов и буксирных пароходов. Мурман­ ский портовый флот ожидало новое пополне­ ние: 1 )б /п «Память Руслана», 750 и. л. с., год постройки 1921; 2) б /п «Мурман», бывшее название «Гро­ нинген», 750 и. л. с., год постройки 1921; 3) б /п «Кандалакша», бывшее название «Парнас», 675 и. л. с., год постройки 1922; 4) б /п «Карелец», бывшее название «Йог Рейнке», 500 и. л. с., год постройки 1922; 5) б /п «Беломорец», бывшее название «Ява», 450 и. л. с., год постройки 1931. В конце 1933 года портофлот из технико­ вспомогательного был переименован в слу­ жебно-вспомогательный флот, а в 1934 был выделен из ведения капитана порта. Первым начальником портофлота как отдельного уп­ равления стал Сергей Федорович Корякин. Управление служебно-вспомогательного флота состояло из 12 человек: начальник, стар­ ший бухгалтер, бухгалтер, счетовод, три груп­ повых механика, четыре нарядчика и курьер- уборщица. А. А. Киселёв, М. А. Тулин «Книга о Мурманске I Обледенение буксира в зимний шторм, ставшее причиной гибели б/п «Руслан» в апреле 1933 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz