Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
4 0 ЗАДАЧИ НОВОЙ РОССИИ Ледокол «Ленин» и б/п «Руслан» в районе Шпицбергена у потерпевшего аварию л/п «Малыгин». Март 1933 г. В начале 1933 года была организована экспедиция по спасению ледокольного парохода «Малыгин», сев шего на мель в нескольких милях от архипелага Шпиц берген. Из Мурманска ему на помощь вышли ледокол «Ленин» и б/п «Руслан». Позже к ним присоединился л/п «Георгий Седов». С большим трудом 24 марта пост радавшее судно с банки было снято. Теперь «Малыгину» и «Руслану» предстояло вер нуться в Мурманск. Но первая попытка пробиться на юг окончилась неудачей - на «Малыгине» усилилась течь, отказали помпы. Пришлось вернуться назад. Ледокол «Красин» доставил из Мурманска оборудование, ра диостанцию, а также специалистов, которые произвели необходимый ремонт судна. 27 апреля со второй попытки «Малыгин» благо получно добрался до Кольского залива. А буксирный пароход «Руслан», шедший следом, попал в жесто кий шторм. Ветер с каждым часом усиливался, нача лось обледенение, обнаружилась течь. Радиограммы с «Руслана» сообщали: «В котлах нет пара. Машина остановилась. Боремся с обледенением и креном ...», «Вода прорвалась в машинное отделение, заливает ко чегарку. Вычерпываем вручную вёдрами». Ледокол «Красин», получавший радиограммы, в по исках терпящего бедствие судна безуспешно обшари вал ночное штормующее море. «...Точилов (старший штурман) прямо со дна ко рабль поднимает. Братва не унывает, работает...», «Ракет не видим. Продержимся на воде недолго. Шлем последний товарищеский привет...» Команда боролась до последнего, но в итоге покинула тонущее судно на двух шлюпках, одна из которых была обнаружена. Из 23-х членов экипажа выжили лишь двое, один из них - старший штурман Герасим Васильевич Точилов. В знак уважения к мужеству и самоотверженности команды б/п «Руслан» один из буксиров, пополнивших портовый флот в 1933 году, получил название «Память Руслана». В 1933 году Советским Союзом за границей было закуплено большое количество транспор тных судов и буксирных пароходов. Мурман ский портовый флот ожидало новое пополне ние: 1 )б /п «Память Руслана», 750 и. л. с., год постройки 1921; 2) б /п «Мурман», бывшее название «Гро нинген», 750 и. л. с., год постройки 1921; 3) б /п «Кандалакша», бывшее название «Парнас», 675 и. л. с., год постройки 1922; 4) б /п «Карелец», бывшее название «Йог Рейнке», 500 и. л. с., год постройки 1922; 5) б /п «Беломорец», бывшее название «Ява», 450 и. л. с., год постройки 1931. В конце 1933 года портофлот из технико вспомогательного был переименован в слу жебно-вспомогательный флот, а в 1934 был выделен из ведения капитана порта. Первым начальником портофлота как отдельного уп равления стал Сергей Федорович Корякин. Управление служебно-вспомогательного флота состояло из 12 человек: начальник, стар ший бухгалтер, бухгалтер, счетовод, три груп повых механика, четыре нарядчика и курьер- уборщица. А. А. Киселёв, М. А. Тулин «Книга о Мурманске I Обледенение буксира в зимний шторм, ставшее причиной гибели б/п «Руслан» в апреле 1933 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz