Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» Глава 5 Задачи новой России Р ешением Совнаркома в январе 1930 года Мурманский торговый порт был изъят из подчинения Мурман­ ской железной дороги, в котором находился с мая 1924 года, и передан в ведение управляю­ щего Балтийским морским бассейном в Ленин­ граде, а в 1931 году порт перешёл под начало вновь организованного Народного комиссари­ ата водного транспорта. При этом произошло перераспределение флота - в результате Кем­ скому порту были переданы б /п «Рабочий», один водоналивной бот и несколько барж. Н. Г. Носко (1896-1940), с 1922 года был комиссаром ледокольного флота Мурман­ ска, с 1931 года-зам еститель капитана порта по плавсредс­ твам. В 1931 году плавсредства порта получили новое название - технико-вспомогательный флот, но продолжали оставаться в ведении ка­ питана порта. Заведующим технико-вспомога- тельным флотом был назначен заместитель ка­ питана порта Николай Гордеевич Носко. В 1931-1932 гг. портовый флот пополнил­ ся двумя буксирами, пришедшими из Архан­ гельска: б /п «Поной» мощностью 600 и. л. с. (затонул в 1935 году) и б /п «Голландия» - 420 и. л. с. (после капремонта в 1940 году был пере­ именован в б /п «Кола»), В апреле 1931 года портовые судоремон­ тные мастерские были переведены с Дровя­ ного на городскую сторону к северу от мыса Варничный, где для них было построено новое кирпичное здание. Вот как описывает это собы­ тие Василий Сергеевич Шаталов в своей книге «Первый на Мурмане»: Б/п «Карелец», 500 и. л. с., год постройки 1922, Германия. С 1937 по 1947 капитаном буксира был А. И. Горбик, затем до 1954 - В. М. Жигалов. «На берегу у Дровяного шумно и весело, как в праздник. Рабочие встречают украшен­ ные кумачовыми транспарантами и флагами буксиры «Строитель», «Коммунист», «Выг». Под музыку и песни после короткого митинга на палубы буксиров грузят оборудование и ин­ вентарь мастерских. Прощай, Дровяное! Новое каменное здание ждёт новосёлов. Отныне судо­ ремонтные мастерские будут не за семь кило­ метров от порта, а совсем рядом с ним». В 1936 году уровень оборудования мастер­ ских позволил преобразовать их в судоремон­ тный завод, который был передан в ведение Балтийского Государственного морского паро­ ходства и кратко назывался завод БГМП. Б/п «Беломорец», 450 и. л. с., год постройки 1931, Голландия. Капитаны: А. П Лапин (1933-1936), П. И. Гусев (1936-1947), с 1947 - В. К. Караваев. Снимок сделан в 1950-х гг. у главного пассажирского пирса морвокзала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz