Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 3 5 Приказом МКПС от 4 февраля 1922 г. за № 129 за Мурманским торговым портом закреплены следую­ щие плавучие и вспомогательные средства: 1. Ледокол № 6,1200 и. л. с. 2. Б/п «Консул Шмидт», 510 и. л. с. 3. Б/п «Сторегут», 375 и. л. с. 4. Б/п «Котвик», 300 и. л. с. 5. Б/п «Эмуйден», 275 и. л. с. 6. Б/п «Строитель», 275 и. л. с. 7. Б/п «Пётр», 250 и. л. с. 8. Б/п «Анастасия», 105 и. л. с. 9. Б/п «Дровяное», 80 и. л. с. 10. П/к «Выдра», 12 и. л. с. 11. М /к «Диана», 12 и. л. с. 12. М /к «Находка», 8 и. л. с. 13. Б/п «Ванька», 12 и. л .с. (временно передан биологической станции). 14. М /к «Тулома», 10 и. л. с. (в 1920 г. взят Мур- лесхозом для сплава леса по реке Тулома, позже был передан Северлесу). 15. М /к «Нот-озеро», 12 и. л. с. (тоже был взят Мургублескомом и до 1922 года исчез в неизвест­ ном направлении. По наведенным справкам, нахо­ дится на Нот-озере в разбитом состоянии). 16. Железная баржа № 17, 8000 пудов грузопо­ дъёмности. 17. Железная баржа «Эмиральда», 34000 пудов. 18. Железная баржа «Л-Б-2», 7000 пудов. 19. Плавкран № 1, 60 тонн грузоподъёмности. 20. Плавкран № 5, 35 тонн грузоподъёмности. 21. Плавкран № 3, 125 тонн грузоподъёмности (утоплен и до сих пор не поднят). 22. Плавкран «Колосс», 180 тонн грузоподъём­ ности (находится в разобранном виде и требует ка­ питального ремонта подъёмной части). 23. Спасательный бот «Великая Княгиня Ксения Александровна». 24. Спасательный бот «Великий Князь Александр Михайлович». 25. Плашкоуты № 3 и № 20. Других предметов землечерпательного каравана в порту нет, за исклю ­ чением шаланд № 83, № 193 и «А-Б-1», каковые тре­ буют текущего ремонта. Для снабжения судов пресной водой порт поль­ зуется Семёновским водопроводом непосредствен­ но и при помощи п/ш № 20. Один из первых плавкранов в Мурманском порту. В начале 1920-х годов количество плав­ средств уменьшается ввиду их ветхого со­ стояния. Некоторые из них передаются в Ар­ хангельск, Сороку (ныне Беломорск), Кемь. Не имея возможности для пополнения фло­ та, портовики уделяли особое внимание улуч­ шению организации ремонтных работ. Так на базе судоремонтных мастерских на Дровяном появилось новое подразделение - механико­ судовая служба во главе с В. Душко, который одновременно командовал и судоремонтными мастерскими до 1925 года. Землесос «Орлец», 450 и. л. с., год постройки 1904, Англия. Однотипный с ним землесос «Тильбуриан». В 1925 году заведующим судоремонтной мастерской на Дровяном был назначен Христо­ фор Александрович Гоман, а в механико-судо­ вой службе остались механики: Эмиль Михай­ лович Булыгин, Михаил Иванович Герасимов, Семён Иванович Улосьев и Степан Иванович Никитин. В 1925 году исполнилась мечта начальника порта А. Ф. Минеева о приобретении плавдока. О необходимости его установки Минеев писал в Центральное управление морского флота: «Отсутствие в порту плавучего дока отзывает­ ся отрицательным образом на посещении Мур­ манска как иностранными, так равно и русски­ ми судами». Там же он сообщал, что в соседнем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz