Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» Б/п «Кумбыш» (бывший «Эмуйден»), 275 и. л. с., год постройки 1898, Англия. Однотипный с ним б/п «Дзержинский» (бывший «Вильгельмина»), После ухода «союзников» в Мурманске началась подготовка вооружённого восстания против белогвардейцев. Активное участие в подпольной работе принимали портофлотов- цы Кузьма Яковлевич Песочников и Григорий Иванович Радченко. К. Я. Песочников, кочегар б /п «Выг», всегда находился в гуще рабочих и имел связи с железной дорогой, плавмастерс- кой «Ксения» (мастерской Военведа) и други ми предприятиями, где были сильны больше вистские настроения. Г. И. Радченко работал помощником механика б /п «Мурман». 21 февраля 1920 года восстание победило, над Мурманском взвился красный флаг. После ухода интервентов и утверждения советской власти на Мурмане все силы были брошены на восстановление железной дороги и порта, пришедших в большой упадок. В офици альном отчете о положении в порту было ска- Б/п «Выг» (бывший «Алейда Иоганна»), 300 и. л. с., год постройки 1915, Голландия. М/б «Жижгинск» (бывший «Старт»), год постройки 1914, Норвегия. зано: «В настоящее время порта в том смысле, в котором его понимают за границей, - нет, есть только намёк на порт». Многие суда были угна ны интервентами и белогвардейцами, еще боль ше судов было брошено и затоплено в Кольском заливе и вдоль берегов Баренцева моря. Но жизнь порта не замерла. По-прежнему в залив заходили транспортные суда, которые нужно было обеспечить водой и углём. В начале 1920-х гг. к плавсредствам предъ являлись следующие требования. Паровой катер типа «Дровяное»: L=45 фу тов, В=7,5 футов, водоизмещение 17 тонн; ма шина «Компаунд» мощностью 89 и. л. с., 150 оборотов в минуту, ход в узлах - 10; котлы - 1; вспомогательные механизмы: питательная донка - 1; брашпиль - 1, ручной; командный кубрик на 6 человек; клозет - 1; камбуз - 1 (в кубрике). Суточная потребность воды для судов, находящихся на рейде и у причалов, составляла 800 тонн. В период с 1 января по 20 мая па роходами было затребовано 30000 тонн воды. Любопытно, что суда, посещающие Мур манский порт, знали о трудностях в снабже нии водой и требовали гораздо больше, чем им было нужно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz