Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
3 2 ПЕРИОД ИНТЕРВЕНЦИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Из сметы расходов с 1 июля 1918 по 1 июля 1919 гг. по Управлению порта. Штаты Управления порта: капитан порта (так назывался начальник порта) старпом по административной части помощник капитана по хозчасти младший помощник портовые техники (2 человека) портовый делопроизводитель помощник делопроизводителя переводчик журналист портовые надзиратели (3 человека) содержатель портового имущества Всего: 14 человек. Григорий Иванович Радченко - бывший матрос линкора «Чесма» и будущий комиссар военного и торгового портов - вспоминает, как Центральный комитет Мурманского укреп- района (Центромур) в начале июля 1918 года делегировал его на V Всероссийский съезд Советов. Главный вопрос, на который он должен был найти ответ, - как проводить революционную работу в услових интервенции. Вот только никто ему рецептов не давал, что делать и как действовать. Он подходил на съезде то к одному, то к другому, но чёткого ответа так и не получил. Тогда Радченко подошёл к Ильичу, который сказал: «Действуй те так, как подскажет вам ваша революционная совесть!» С трудом добравшись со съезда в Мурманск (часть пути он вынужден был с товарищем идти пешком), Радченко увидел интервенцию воочию. На третий день делегата съезда Советов арестовали и отправили сначала в Печенгскую каторжную, а за тем в Александровскую тюрьму. Его спасла земский врач Ольга Бондарева, которая убедила англичан, что Радченко болен и серьёзной опасности для них не представляет. Специалистов не хватало, и его отправили помощником механика на буксир ный пароход «Мурман». Г. И. Радченко, помощник механика б/п «Мурман». 1920 г. назначен комиссаром военного и торгового портов. К. Я. Песочников, в 1918— 1920 гг. кочегар и машинист б/п «Выг». Первый предсе датель Мурманской ЧК. Со временем деликатные «союзники» пре вратились в обычных оккупантов. Свой след иностранные моряки оставили и на причалах Мурманского порта. Документы сохранили, например, приказ о снятии с довольствия Мит рофана Демидова, убитого английским часо вым на причале пристани (после отшвартовки парохода Демидов вернулся за забытыми им рабочими рукавицами). Очевидцы вспоминают и матроса с моторного катера «Тулома», убито го при попытке пройти на своё судно после ко мендантского часа, и кочегара буксира «Стро итель», которого выкинули в Кольский залив пьяные «союзные» моряки. Но недолго войска Антанты продержа лись на Кольской земле. 13 октября 1919 года мурманский рейд покинул последний пароход с англичанами и французами. При уходе из Мурманска интервенты пытались угнать плав кран «Колосс», но не могли забрать его стрелу, которая находилась на городской стороне. Панорама Мурманска. 1920 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz