Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 31 Глава 4 Период интервенции. Восстановление советской власти марта 1918 года на восточный берег IКольского залива высадился воору­ жённый десант англичан. Началась интервенция на Мурмане. Невзирая на под­ писанный к этому времени Брестский мир, в мае 1918 года германские подводные лодки наделали шуму на побережье Баренцева моря. 14 мая они утопили два парусника. Через два дня сожгли товаропассажирский пароход « Ф . Чижов». Капитан судна Яков Бондарев на- А. П. Смирнов, рушил существующий обычай - оставил судно начальник порта не последним, за что был лишен должности ка- с 1917 по 1918 гг. питана и отправлен штурманом на буксирный пароход «Строитель». Английские интервенты на Мурмане. 1918 г. Войска интервентов должны были высту­ пить гарантом безопасности Кольского края от посягательств немцев и белофиннов, а также, в случае необходимости, предупредить возник­ новение «местных беспорядков или анархии, если бы они затрагивали или представляли угрозу для интересов союзников». К 15 июля 1918 года на Мурмане было, не считая экипа­ жей военных кораблей, сосредоточено более 13 тысяч солдат и офицеров Антанты - англи­ чан, французов, американцев, итальянцев. К августу весь Мурман был в руках интервентов. Начальник и капитан порта Мурманск А. П. Смирнов с самого начала был не согла­ сен с политикой сотрудничества с «союзника­ ми». 11 марта 1918 года по приказу Народной Коллегии он был отстранён от должности и вы­ слан из Мурманска, а начальником порта стал полковник Ф. Т. Фролов. С этого момента порт полностью переключился на обеспечение гру­ зовых операций интервентов. Б/п № 162 («Спасательный—1»), 500 и. л. с., год постройки 1898, Англия. ^ {.С п ^ о ^ъ При наличии в порту большого количества судов интервенции сложилось тяжелое поло­ жение с твердым топливом (каменным углём). Поэтому заведующий строевой частью замести­ тель капитана порта Заславский, который ведал плавсредствами порта, докладывал начальнику порта: «Прошу перевести плавучие средства и буксиры на дровяное отопление и в связи с этим прошу денег на дрова для закупки 200 м3 еже­ месячно».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz