Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» О Ч Е Р К Ъ ОРГАНШШИ Н ПКРВАГО ДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПШТЕЛЬНЫХЪ СТАНЦ1Й НА МУРМАНЪ. Сними. Я. Брейтфусъ. Очерк Л. Л. Брейтфуса об организации спасательных станций на Мурмане. 1904 г. Рескриптомь оть 16 января 1 9 0 2 года АвгустМшаго Ночетнаго Председателя Комитета для помощипоморамъ Русскаго Севера, Его Императорскаго Высочества Великаго Князя Александра Михаиловича, на пмя председателя Императорскаго россШскаго Общества спасашя на водахъ, генералъ-адъютанта адмирала 11. И . Казнакова, поло­ жено начало возникновенш у насъ, въ водахъ мурманскаго по­ бережья, дела спасашя утопающихъ, которое, благодаря неизменно чуткой отзывчивости, особенно къ нуждамъморяковъ, августейшей покровительницы Общества, Ея Императорскаго Величества Го­ сударыни Императрицы Марш Веодоровны, было организовано менее, ч'Ьмъ въ иолгода. Въ мае месяце 1902 года корабельный инженеръ,генералъ- маюръ А. К. БоярскШ, и уполномоченный обществомъ спасашя на водахъ, началышкъ мурманской экспедицш Л. Л. Брейтфусъ, отпра­ вились въ г. Ларвикъ заказывать боты, где и заключили съ г. Колинъ-Арчеромъ контракта на постройку. Наконецъ, 6 декабря 1902 г. оба бота были совершенно го­ товы къ плаванш на МурманскШ берегь— укомплектованы всемъ необходимым^ снабжены iipoBiiaieft, водой. Команды на каждомъ боте было по 5 человекъ со шкиперомъ включительно; на боте „Вели­ кая Княгиня Ксешя Александровна"— шкиперъ В. Е . Дикинъ, на боте „Велшай Князь Александръ Мпхаиловичъ“— А. Е . Таратинь. Того ;ке числа, въ 2 часа дня, боты вытянулись изъ гавани, поставили все паруса и, помолясь Богу, дружно, рядомъ, при маловЬтрш, направились изъ бухты Ларвика въ море. Такимъ образомъ, за весь нереходъ отъ Ларвика до Алексан- дровска ботомъсделано 15о 0 миль вътечеше 2 месяцевъ и 5 дней, изъ когорыхъ 37 дней было ходовыхъ подъ парусами, а собственно ходовыхъ часовъ было 431 или 18 сутокъ. 15 февраля, ботъ „Велшай Князь Александръ Михаиловнчъ“ былъ поставлеиъ въ гавани Александровски на два якоря, флагъ снущенъ п кампашя закончена. Какъ уже выше было сказано, боть „В. К. Ксешя Алексан­ дровна1 въ гавани Бергена потерпелъ, 12 декабря 1 9 0 2 г., аварце и былъ введенъ въ докъ. Весь этотъ ремонтъ, произведенный за счетъ страховаго об­ щества „Саламандра “ , задержаль ботъ въ Бергене до 24 января 1903 года. 21 марта ботъ благополучно пришелч. въ Алексан- дровскъ п ошвартовился къ бочке. Началомъдеятельности ботовънадо считать 11 апреля 1903 г.. когда на крейсере „В. К. Ксешя Александровна" было отслужено Mo.ieocrBie и оба бота, поднявъ флаги, начали кампашю. Въ тотъ же день ботъ „В. К. Ксешя Александровна" вышелъ, подъ командою шкипера дальняго плавашя И. И. Ануфр1ева, изъ Екатеринпнской гавани на свою станцйо въ Териберку; а 15 апреля снялся съ якоря ботъ „В. К. Александръ Михаиловпчъ" и, подъ командою шкипера А. Е . Таратина, направился на свою весеннюю станщю въ Вайда-губу. Какъ бы то ни было, начало дела спасашя положено н у насъ на Мурмане, и будемъ надеяться, что оно,прнтомъ внима- H in , съ какимъ Общество спасашя на водахъ отнеслось къ судьбе наншхъ номоровъ, станетъ процветать и развиваться. Первые его шаги очень удачны и польза этого дбла для все.хъ очевидна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz