Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

Крейсер «Аскольд» в акватории порта. Пароходам требовались уголь и большое количество воды. Водопровода в современном понимании в то время не было, и суда обслу­ живали водоналивной бот около 20 тонн вмес­ тимости, плашкоут № 20 ёмкостью 400 тонн, «Х опер-1» и «Хопер-2» ёмкостью по 600 тонн и плашкоут «Вольный остров» на 250 тонн. Воду приходилось набирать в Варяжском во­ допроводе (на Абрам-мысе), проведённом из озера через целую систему деревянных лотков, и в Тюва-губе. А бункерный уголь хранился в принятом от Архангельска парусном судне «Катанга» грузоподъёмностью 3200 тонн. Линкор «Чесма». На третий день после нового, 1917 года в порт прибыл броненосец «Чесма». С его прихо­ дом военная флотилия Северного Ледовитого океана, базировавшаяся на Мурмане, стала вы­ глядеть вполне внушительно: сам броненосец, крейсер «Варяг», две подводные лодки (одна из них - № 1 - позднее затонула в Кольском заливе, другая - «Дельфин» - ушла на Бал­ тику), миноносцы «Грозовой» и «Властный», плавмастерская «Ксения», посыльное судно «Купава». Позже флотилия продолжала попол­ няться. В середине июня появился красавец- крейсер «Аскольд». Всего в 1917 году на Мур­ мане базировалось более 20 военных кораблей. Вид на строящийся порт со стороны Абрам-пахты. 1917 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz