Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 2 3 О " \ \ 1 Б. Е. Веденеев, начальник Управления работ по сооружению пристанских устройств в Кольском заливе. «В проект и смету не включены работы, како вые необходимо произвести на Дровяном для устройства там мастерской по ремонту земле черпательного каравана и портовых плавучих средств, ввиду невыясненности вопроса о при обретении завода «Дровяное» в собственность Казны». Через 2 недели из Петрограда пришла те леграмма. В ней сообщалось, что Особое сове щание по обороне разрешило Министерству торговли и промышленности занять на 3 года в Дровяном десять десятин земли, арендуемой шведским подданным Арентом Бергреном, и реквизировать лесопильный завод со всеми сооружениями, оборудованием, имуществом и плавучими средствами. 5 марта 1917 года специальная комис сия составила акт о реквизиции завода и зе мельного участка и передала всё предприятие А. В. Назарьев, первый капитан порта Мурманск. Мурманскому торговому порту. Здесь была выстроена портовая мастерская и оборудован пункт для отстоя и ремонта землечерпательно го каравана порта. 15 ноября 1916 года было создано Управ ление порта, а первым начальником Мурманс кого порта стал бывший начальник Бакинского порта Алексей Иванович Кавелин. 16 декабря буксиры «Мурман», «Строитель» и б /п № 162 были переданы от начальника портостройки Веденеева в распоряжение нового органа. Первым капитаном порта 9 февраля 1917 года был назначен Анатолий Владимирович Назарьев, направленный из Управления работ Кемского и Сорокского портов по распоряже нию отдела торговых портов. Списочный состав буксиров в 1917 году: 1. б/п «Строитель», 275 и. л. с. 2. лед. б/п «Мурман», 550 и. л. с. 3. б/п «Митава», 425 и. л. с. 4. б/п «Дровяное», 80 и. л. с. 5. б/п № 162, 500 и. л. с. 6. б/п «Вильгельмина», 300 и. л. с. 7. б/п «Мезина Иоганна» 300 и. л. с. 8. б/п «Конкордия», 220 и. л. с. 9. б/п «Эмуйден», 300 и. л. с. 10. б/п «Сундерланд», 80 и. л. с. 11. б/п «Вежилов», 400 и. л. с. Укладка железнодорожного полотна на Кольском полуострове. Первый паровоз на Мурмане. Одновременно со строительством порта прокладывалась железная дорога от Петрозаводска до Мурмана, которая должна была связать новый порт с центром страны. Дорогу «начерно» построили менее чем за 2 года и сдали во временную эксплуа тацию в ноябре 1916-го.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz