Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

2 2 В НАЧАЛЕ СЛАВНЫХ ДЕЛ Плоты, накопленные в районе Семёновых камней для строительства свайно-ряжевых пристаней. Однако портостройка продвигалась не так быстро, как требовалось. Сказывалась нехватка рабочей силы иотсутствие механизации. Нос от­ крытием навигации по Белому морю стало воз­ можным доставлять рабочих, продовольствие и снаряжение через Архангельск. Также в 1916 году из Архангельского порта начали поступать суда дноуглубительного флота: земснаряды «Диац» и «Сиуоркер», землесос «Тильбуриан», переданные непосредственно Первые суда, портостройке. 15 декабря (28 декабря по новому стилю) 1915 года Мурманская железная дорога передала Мур- манстройке два первых буксирных парохода: 1. ледокольный б/п «Мурман» 550 и. л. с. 2. б/п «Строитель» 275 и. л. с. Кроме этих буксиров были закуплены в июле 1916 года: 3. м/б «Старт» (новое название «Жижгинск»), Куплен в Норвегии за 8000 крон. 4. м/б «Ольга» (новое название «Пилот»). Куп­ лен в Швеции за 3500 крон. В январе 1917 года куплены буксирные парохо­ ды в Норвегии: 5. б/п «Котвик» (новое название «Рабочий»); 6. б/п «Алейда Иоганна» (новое название «Выг»), каждый мощностью по 300 и. л. с. Таким образом, эти шесть судов были в непос­ редственном подчинении механического отдела портостройки, коим командовал портовый тех­ ник - морской инженер Л. А. Архипов. На основании этих данных днём организации портового флота следует считать 15 декабря (28 декабря по новому стилю) 1915 года. Лесопильный корпус завода на Дровяном, причалы и слипы для выкатки леса из воды. Лесопильный завод на Дровяном, на базе которого были устроены мастерские по ремонту плавсредств. пришли паровая шаланда «Гутуевский остров» и пароход № 162. В дальнейшем состав земле­ черпательного каравана постоянно пополнял­ ся, и в феврале 1917 года в него входило уже 28 судов. Теперь портостройке было уже не обой­ тись без судоремонтных мастерских. 13 февраля 1917 года, представляя в от­ дел торговых портов Министерства торговли и промышленности рапорт, Б. Е. Веденеев пишет:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz