Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» Император Николай II. А. П. Энгельгардт, губернатор Архангельска 1893-1901 гг. Выводы представителя Министерства фи­ нансов не убедили других членов Комиссии, которые считали, что сооружение железной до­ роги на Мурмане имело бы смысл только в том случае, если бы правительство приняло реше­ ние о постройке там военного порта. Но так как этот вопрос не был решён положительно, то Комиссия признала более важным для госу­ дарства приступить к строительству железной дороги от Вологды до Архангельска (вступила в строй в 1898 году) и линии Пермь - Котлас, соединившей бассейн Северной Двины с Ура­ лом и Сибирью (закончена в 1899 году). Однако на имя царя поступили ходатайства и проекты, в которых обосновывалась необхо­ димость проведения железой дороги в Карелию и далее - до Мурманского побережья. Об этом просила Петербургская городская Дума, Оло­ нецкое и Петербургское земства. Архангель­ ский губернатор А. П. Энгельгардт в своих «всеподданнейших отчётах и представлениях» неоднократно указывал, что строительство железной дороги на Мурмане является «делом первостепенной государственной важности» и что «только с проведением рельсового пути от открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономичес­ кое и политическое значение». В июне 1902 года Николай II распорядился приступить в 1903 году к строительству желез­ ной дороги от Петербурга до Петрозаводска, причём выразил «твёрдую волю» продолжать эту линию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану - от Владивостока и Порт- Артура до Архангельска и Мурмана». Велено было для этой цели включить в смету государс­ твенных расходов на 1903 и 1904 годы кредит на 6 миллионов рублей. Но начавшаяся война с Японией, а за­ тем - революция 1905-1907 годов поставили правительство России на грань финансового банкротства. Средства, ассигнованные на стро­ ительство железной дороги в Карелию, были обращены на «военные нужды». К прокладке железной дороги до Петрозаводска приступи­ ли лишь за шесть дней до начала Первой миро­ вой войны. Таким образом, вопрос о сооружении же­ лезной дороги на Мурман за 20 лет практичес­ ки не сдвинулся с места, если не считать по­ верхностного изучения трассы от Кандалакши до Колы, которое по поручению Министерства финансов провёл летом 1894 года инженер Б. А. Риплас. г. Кола. 1914 г. До образования Александровска и Мурманска Кола, основанная в 1565 году, являлась хозяйственным и административным центром Мурмана.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz