Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» Император Николай II. А. П. Энгельгардт, губернатор Архангельска 1893-1901 гг. Выводы представителя Министерства фи нансов не убедили других членов Комиссии, которые считали, что сооружение железной до роги на Мурмане имело бы смысл только в том случае, если бы правительство приняло реше ние о постройке там военного порта. Но так как этот вопрос не был решён положительно, то Комиссия признала более важным для госу дарства приступить к строительству железной дороги от Вологды до Архангельска (вступила в строй в 1898 году) и линии Пермь - Котлас, соединившей бассейн Северной Двины с Ура лом и Сибирью (закончена в 1899 году). Однако на имя царя поступили ходатайства и проекты, в которых обосновывалась необхо димость проведения железой дороги в Карелию и далее - до Мурманского побережья. Об этом просила Петербургская городская Дума, Оло нецкое и Петербургское земства. Архангель ский губернатор А. П. Энгельгардт в своих «всеподданнейших отчётах и представлениях» неоднократно указывал, что строительство железной дороги на Мурмане является «делом первостепенной государственной важности» и что «только с проведением рельсового пути от открытого Северного океана до Петербурга Мурман получит подобающее ему экономичес кое и политическое значение». В июне 1902 года Николай II распорядился приступить в 1903 году к строительству желез ной дороги от Петербурга до Петрозаводска, причём выразил «твёрдую волю» продолжать эту линию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы завершить «великий путь России от океана к океану - от Владивостока и Порт- Артура до Архангельска и Мурмана». Велено было для этой цели включить в смету государс твенных расходов на 1903 и 1904 годы кредит на 6 миллионов рублей. Но начавшаяся война с Японией, а за тем - революция 1905-1907 годов поставили правительство России на грань финансового банкротства. Средства, ассигнованные на стро ительство железной дороги в Карелию, были обращены на «военные нужды». К прокладке железной дороги до Петрозаводска приступи ли лишь за шесть дней до начала Первой миро вой войны. Таким образом, вопрос о сооружении же лезной дороги на Мурман за 20 лет практичес ки не сдвинулся с места, если не считать по верхностного изучения трассы от Кандалакши до Колы, которое по поручению Министерства финансов провёл летом 1894 года инженер Б. А. Риплас. г. Кола. 1914 г. До образования Александровска и Мурманска Кола, основанная в 1565 году, являлась хозяйственным и административным центром Мурмана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz