Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

1 4 О ПОЛЬЗЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ * » Мурманский берег. Становище Териберка. Сушка сетей. Начало XX в. от государства огромных денежных затрат, что самое главное, было бы преждевременным. Но если на Мурмане создадутся экономические интересы, если он населится, разовьёт свои промыслы, торговлю, то, несомненно, вслед за экономическими интересами явятся и заботы об охране этих интересов, как со стороны воен­ ного ведомства, так и со стороны морского. На­ чинать же с устройства военного порта - рис­ кованно и преждевременно». Внимание правительства переключилось на Дальний Восток, где события стали разви­ ваться стремительно и самым невыгодным для России образом. В 1894 году Япония напала на Китай и за­ хватила ключевые позиции в Корее и Шань­ дуне. Это было расценено как прямая угроза интересам страны, и Россия стала противо­ действовать закреплению Японии на материке. Обострение противоречий на Дальнем Востоке отодвинуло на задний план вопрос о постройке военного порта на Мурманском побережье. «Для нас, - писал 20 декабря 1896 года контр-адмирал А. К. Сиденснер, которому было поручено изучить возможность строи­ тельства порта на Мурмане, - представляется вопросом первейшей необходимости упрочить положение на Тихом океане, где у нас до сих пор не имеется достаточно военно-морских сил и вполне устроенного для них порта. При таких условиях едва ли есть основание и возможность отдалять для Мурманского берега имеемые у нас суда и средства, а тем более создавать но­ вый, четвёртый флот с портом и крепостью для него на Мурмане». В декабре 1897 года русские военные ко­ рабли пришли на зимовку в Порт-Артур, а в марте 1898 года Россия получила Южный Ляодунь в долгосрочную аренду Сотни мил­ лионов рублей государственных средств были ассигнованы на сооружение военно-морской Мурманский берег. Становище Рында. Начало XX в. базы в Порт-Артуре и на строительство желез­ ных дорог на территории Китая. От планов со­ здания военного порта на Мурмане пришлось отказаться. Если военные по этому вопросу высказались однозначно, то экономистов подогревала идея скорейшего освоения богатств Кольского полу­ острова. Вопрос о проведении железной дороги на Мурман рассматривался еще в 1894 году в Ко­ миссии, которую возглавлял товарищ министра путей сообщения генерал-лейтенант Петров. Представитель Министерства финансов П. М. Романов, сопровождавший Витте в его поездке на Север, указывал на исключитель­ но выгодное положение Мурмана, который с постройкой железной дороги может играть главную роль в жизни государства. «Значение Мурмана, - заявил он, - заключается в его пре­ красных природных гаванях, которые лежат у открытого океана и всю зиму не замерзают. Берега Мурмана приглубы, мелей и рифов нет; благодаря тёплому экваториальному течению климат Мурманского побережья сравнитель­ но мягок; на всём протяжении от Иокангских островов до границы Норвегии берег зимою чист ото льда... Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприятны, чем в Нор­ вежском фиорде... Учитывая близость Мур­ манского берега к Западной Европе, нельзя не дорожить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства... Проклад­ ка рельсового пути на Мурмане позволила бы России поддерживать круглый год торговые связи с Западной Европой». «При отсутствии такого флота, - продолжал Романов, - многие государственные потребности (не говоря уже про военное, но даже мирное время) могут ос­ таваться неудовлетворительными; напротив, наличность такого пути может обеспечить Рос­ сии весьма существенные выгоды».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz