Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.
ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» Витте в его поездке по Мурману сопровож дали высшие чиновники, экономисты, дельцы. Министр и его окружение остановили свой вы бор на Екатерининской гавани (ныне г. Поляр ный) в Кольском заливе. «Такой грандиозной гавани, - писал Витте в «Воспоминаниях», - я никогда в своей жизни не видел. Она произво дит ещё более грандиозное впечатление, неже ли Владивостокский порт и Владивостокская гавань». В августе 1894 года Витте представил Александру III подробный доклад об устройс тве порта на Мурмане, в котором указывал, что Екатерининская гавань «никогда не замерзает, весьма обширна, легко может быть защищена» и что «оттуда наш флот будет иметь прямой до ступ к океану». Мурманский берег. Ловля рыбаками наживки. Начало XX в. Мурманский берег. Становище Мало-Оленье. Начало XX в. Учитывая действие полярной ночи, Витте считал необходимым «устроить очень силь ное электрическое освещение» местности, а для поддержания регулярной связи с центром страны предлагал провести телеграф и соеди нить гавань «двухколейной железной дорогой с Петербургом». Через два месяца Александр III умер, не ус пев сделать никаких распоряжений по проекту Витте. К тому же в 1893 году уже были начаты ра боты по строительству новой военно-морской базы на Балтике в Либаве, поэтому предложе ния Витте встретили решительные возражения представителей Военного и Морского минис терств. Для того, чтобы оценить возможности со здания форпоста на Севере, царским чинов никам не хватило стратегического мышления. «В настоящее время, - писали они, - Мур манский берег является местом, почти совер шенно незаселённым. Устройство военного порта в подобной местности потребовало бы Ни один край прежней царской России не на ходился в таком пренебрежении и не был облеп лен стольким количеством глупейших резолюций и взыскиваний, как Заполярный Мурман. В XIX веке архангельские купцы задумали со здать Полярную компанию для боя морских зве рей и лова рыбы у берегов Мурмана. На прошение купцов архангельский губернатор маркиз де Тро- версе написал тонким французским почерком: «Глупо защищать торговое предприятие на земле, могущей прокормить только двух петухов и трёх куриц». Купцы повздыхали и, побаиваясь рассердить губернатора, всё же подали прошение повыше - в Санкт-Петербург. Купцы писали о Гольфштреме (Гольфстри ме), омывающем скалы Мурманского берега. Они «позволяли себе мыслить, что означенное тёплое течение привлекает в наши северные воды бога тые стаи трески, палтуса, зубатки, окуня и другой промысловой рыбы». Александровский вельмо жа, раздражённый домогательствами аршинни ков, наложил на их прошение резолюцию: «Ника кого Гольфштрема там нет и быть не может». Царское правительство изъяло Гольфштрем из «обращения» на многие годы. Чины Адми ралтейства не верили в то, что Кольский залив не замерзает круглый год. Его незамерзаемость расценивалась сначала как случайность. Только в начале XX века она была признана как явление постоянное. К. Г. Паустовский, очерк «Мурманск»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz