Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

О ПОЛЬЗЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Мурманский берег. Вид на Екатерининскую гавань близ Александровска. Начало XX в. губе на острове Кильдин, губе Порчниха (Вос­ точный берег) и в губе Корабельной на полу­ острове Рыбачий. А в 1876 году специальная комиссия, составленная из представителей раз­ личных правительственных учреждений, уже всерьёз рассматривала вопрос о сооружении на Мурмане портового города. Была определена сумма, необходимая для этой цели, - 132219 рублей. За постройку пор­ та высказывались министры финансов и госу­ дарственных имуществ. Но когда дело дошло до включения этих денег в смету расходов на 1877 год, Государственный контролёр подверг сомнению «необходимость учреждения пред­ полагаемого портового города» и указал на «значительность предстоящих казне, сверх ис­ численного на постройку города единовремен­ ного расхода, ещё ежегодных затрат на его ох­ ранение и содержание административных мест и лиц». Мнение Государственного контролёра оказалось решающим, и вопрос о строительс­ тве порта на Мурмане был снят с обсуждения. Лишь в конце 80-х годов правительство вернулось к проекту создания военного порта на Мурмане. В 1888 году Олонецкий губернатор обра­ тился в Морское министерство с предложе­ нием устроить военный порт в бухте Озерко на полуострове Рыбачий. В 1888-1890 гг. уп­ равляющий Морским министерством предпи­ сал директору беломорских маяков капитану II ранга Иванову ознакомиться с перспективой создания военного порта на месте. Иванов в до­ кладе отметил, что равно хороши и удобны для порта могут быть «Озерко, Печенгский залив и Екатерининская гавань». Но все же главным инициатором созда­ ния порта на Мурмане был министр финансов Сергей Юльевич Витте. Император Александр III хотел усилить военную мощь России путём сооружения крупного порта в такой гавани, ко­ торая бы, во-первых, не замерзала круглый год, а, во-вторых, находилась в таком месте, отку­ да российский флот мог бы беспрепятственно выходить на простор Мирового океана. Этим требованиям не удовлетворяли порты Чёрно­ го и Балтийского морей (из первого выход мог быть закрыт Турцией, из второго - Германией). Поэтому взоры государственных деятелей Рос­ сии обратились к мурманскому побережью и Дальнему Востоку. Император Александр III. С. Ю. Витте министр финансов России 1892-1903 гг. Витте отправился на Мурман летом 1894 года. Министр финансов руководил в конце XIX —начале XX века экономической полити­ кой царского правительства. Царь поручил ему «найти там такого рода незамерзающую гавань, где можно было бы строить большой военный флот, такую гавань, которая послужила бы нам главною морскою базою».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz