Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 11 Глава 1 О пользе стратегического мышления, или О том, что мешает политикам увидеть перспективу развития страны егодня никто уже и не сомневается в том, что строить порт на побережье Кольского полуострова было необ­ ходимо, выгодно и политически верно. Однако оценить значение такого объекта государствен­ ные мужи России смогли не сразу. К тому же делу создания форпоста страны на Крайнем Севере мешала и близорукость чиновников, и моменты истории. На рубеже XIX и XX столетий, казалось, сама мировая ситуация торопила события. Заканчивался территориальный раздел мира; прибирались к рукам последние «незанятые» территории; захватывались и превращались в колонии слаборазвитые страны. Менялись взгляды на ценность далёких и необжитых зе­ мель. Кольский полуостров давно уже возбуж­ дал интерес торгово-промышленных кругов России. И наиболее дальновидные предста­ вители верховной власти находили аргумен­ ты и доказывали Александру III необходи­ мость строительства порта и железной дороги. Мурманский берег. Фактория колонистов в Цып-наволоке. Начало XX в. Несметные богатства заполярной земли и воен­ но-политическое влияние на Севере - главные доводы сторонников создания порта. В. В. Богданов в сборнике «Землевладе­ ние» (№ 1, 1900 г.) писал: «Вплоть до конца XIX столетия Мурман в сознании российского правительства и об­ щества рисовался краем туманным, мало ин­ тересным и для государства едва ли выгодным. На него смотрели скорее как на такую естес­ твенную границу, которая не нуждается ни в крепостях, ни в береговых гарнизонах, ни даже в трестах на начальство разного чина, то есть, которая не требует от государства расхо­ дов и всё-таки достаточно защищает его с се­ вера. Но с течением времени ценность земель повышается, и многие, не ценившиеся ранее, получают постепенно значительную ценность. Это применимо и к нашему Мурману... Ныне незаселённые пространства расцениваются дипломатами всех наций, как на биржах акции, обещающие приносить доход». Однако еще в 60-х - начале 70-х годов XIX века многие царские сановники (Истомин, Саф­ ронов, Кузнецов, Игнатьев и др.) считали саму мысль о благоустройстве Мурмана на средства казны сумасбродной. В июне 1870 года архан­ гельский губернатор Николай Качалов вошел в Министерство финансов с представлением о необходимости устроить на мурманском берегу коммерческий порт и указывал место для это­ го порта - остров Кильдин. В 1872 году особая экспедиция тщательно обследовала мурманс­ кое побережье и сделала вывод, что необходи­ мо устройство трёх портов: в Монастырской Мурманский берег. Становище Титовка. Начало XX в. Мурманский берег. Становище Трящино. Начало XX в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz