Портовый флот от портостройки до «МАСКО» / [И. И. Бровков, С. А. Киселев, С. А. Лейнов и др. ; редактор-составитель: Ю. Г. Шумилкин]. - Мурманск : МАСКО, 2008. - 165, [2] с. : ил., цв. ил., портр., табл.

ПОРТОВЫЙ ФЛОТ ОТ ПОРТОСТРОЙКИ ДО «МАСКО» 1 0 1 Здание Мурманского морского вокзала. «Вторая жизнь» СПК «Комета-11». 1983 г. Большой «головной болью» были суда на подводных крыльях (СПК) «Кометы». Каприз­ ные и ненадёжные, они работали всего полгода, и мы должны были пустить их на линию обяза­ тельно 1 мая и ходить обязательно до 7 ноября. Это находилось на особом контроле у советс­ ких и партийных органов. Через 200 часов хо­ дового времени СПК надо поднимать на причал и проводить регламентные работы. Однажды в конце апреля при очередном предъявлении «Кометы-11» на годность плавания инспек­ тор Морского Регистра судоходства потребо­ вал заводские документы на укладку валовой линии. Здесь нужно сказать, что мы её делали как на всех прочих судах - сбрасывали судно на воду, ждали неделю, чтобы оно устоялось на плаву, и после этого центровали валовые ли­ нии. Но такой метод для «Комет» был непри­ годен, он не устранял в полной мере вибрацию, которая была разрушительна и для корпуса, и для вала, и для винта. В заводских же докумен­ тах говорилось, что центровку надо проводить на берегу, установив СПК определенным об­ разом. Очень скоро «Комету-11» подняли на причал и сделали укладку согласно рекоменда­ циям. Капитан потом докладывал, что тряска и вибрация почти прекратились, сократились поломки гребных валов и кронштейнов, умень­ шились кавитационные каверны на лопастях винтов. Для механико-судовой службы этот случай стал поводом для принятия мер по по­ вышению квалификации плавсостава. Тем не менее СПК были самыми убыточ­ ными судами, и когда спрос на них упал, из­ бавлялись от них без сожаления. «Комету-8» порезали на металлолом, «Комету-11» переда­ ли городскому Парку культуры под аттракци­ оны на Семёновском озере, где она, к сожале­ нию, простояла совсем не долго. «Комета-25» и -30» были переданы в республику Куба. В период моей работы постепенно сокра­ щались и портопункты. Бесперспективные посёлки на побережье Баренцева и Белого мо­ рей прекращали своё существование, уменьша­ лось военное присутствие, сокращался рыбо­ ловный промысел - перевозить стало некого. Были закрыты п/п: Озерко, Порт-Владимир, Дальние Зеленцы, Порчниха, Захребетный, Харловка, Дроздовка, Восточная Лица, Поной и все остальные п /п на побережье Белого моря. Последним был п /п Териберка - там пос­ троили мост через реку Териберка. Отпала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz