Шталь, Е. Н. Автор повести о строительстве Хибиногорска // Тиетта. - 2017. - № 2. - С. 67-76.

Творческая галерея / Art gallery где штемпелевала какие-то карточки. Скучная и нудная работа ей не нравилась: «Это были не весё­ лые южные «приработки» вроде сбора и упаков­ ки фруктов или карауления бахчей, а служба изо дня в день». Следующей зимой отчим умер, Наталья осталась одна в чужом городе: «Знакомые, вы­ разив сочувствие, перестали обращать на меня внимание. По вечерам я чувствовала себя совсем потерянной и ходила на все лекции о «дальних странах». Казалось, вспыхнет на экране вместе с плёнкой о чужих краях моё кочевое детство, ког­ да я была «дочкой», а не затерянным, никому не нужным человеком». На одной из лекций высту­ пали новосибирские писатели, и Наталья реши­ ла, что Сибирь - замечательное место, где она найдёт себе интересную работу. Её подруга жила в г. Новосибирске, была замужем за работником исполкома. Наталья списалась с ней и в сентябре 1931 г. приехала в Новосибирск. Работала в мага­ зине «Культтовары», потом - в областном изда­ тельстве, газете «Новосибирский рабочий», где провела почти год, до осени 1933 г. Но квалифи­ кации не было, платили мало. Гирей в Хибинах В декабре 1933 г. она приезжает в Ленинград. Её знакомые Выгодские уговаривают её ехать в г. Хибиногорск. Отец, которого она давно не ви­ дела, живёт на Украине, а в Ленинграде только её брат Андрей - будущий студент технологи­ ческого института. Наталья мечтает стать писа­ тельницей. В поисках своей темы она приезжает в Хибиногорск, где разворачивается грандиозная стройка. Сарач проживёт здесь три года. Хибино­ горск - место ссылки «раскулаченных» крестьян. Это дешёвая рабочая сила для строительства го­ рода, рудников, где добывали апатит, фабрики. Наталья собирает материал для повести, в кото­ рой хочет показать процесс перековки спецпере- селенцев на строительстве города в тундре. Работа в «Хибиногорском рабочем» не заладилась: «Тут моя газетная карьера кончилась в три недели. Ре­ дактор нашёл, что у меня чересчур живая фанта­ зия, а очерки должны быть точной копией» (эти слова в автобиографии перечёркнуты). С 1 марта 1935 г. она стала преподавать математику в техни­ ческих кружках при энергокомбинате, а с 1 фев­ раля 1936 г. - на стахановских курсах в управлении железнодорожной ветки треста «Апатит» и в цехе электроснабжения. В конце 1936 г. она вернулась в Ленинград. За время пребывания в г. Кировске она на­ писала повесть о Хибинах, первоначальное на­ звание которой «Паныч с фольварка». Курировал её работу, помогал советами, правил текст писа­ Л \! тель С.А. Семёнов (1893-1942). Он участник трёх арктических экспедиций, автор романов «Голод» и «Наталья Тарпова». Скорее всего, он и пореко­ мендовал повесть Гирей журналу «Литературный современник», где в №№ 4-5 за 1937 г. она появи­ лось под названием «Шестьдесят восьмая парал­ лель» (1-я глава носит название «Паныч с фольвар­ ка»). Повесть не прошла незамеченной: 23 апреля 1937 г. в «Ленинградской правде» появилась по­ ложительная рецензия В. Друзина «Удача моло­ дого автора». Но 15 июля 1937 г. в «Литературной газете» опубликована разгромная статья А.С. Ма­ каренко «Вредная повесть», вызвавшая ещё три негативных отклика. Все они начинались со слова: «враждебная». Н а лечении В том же 1937 г. Наталья поступает в энерге­ тический техникум. Но, видимо, грубая и неспра­ ведливая оценка её работы, а также проблемы в личной жизни (в августе 1937 г. арестован лётчик Цой Сик, кореец, к которому она была неравно­ душна; в 1938 г. расстрелян) привели к нервному срыву: 11 сентября она попадает в психиатриче­ скую лечебницу. Мольбой и страданиями про­ низаны её письма С.А. Семёнову из больницы: «Здесь самый воздух пропитан болью и человече­ ским горем. Я уже не думаю о радостной книге, я хочу только как-то внутренне выжить. Меня по­ ложили с пропойцами и тому подобное. У меня отняли право на моё человеческое горе. Возьмите меня. Мне хочется учиться, ходить по улицам, ви­ деть мир. Лежишь, книг нет. Мысли вертятся. Са­ мое лучшее, если нельзя учиться, чтобы разреши- Писатедь Сергей Александрович Семёнов, 1936 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz