Шталь, Е. Н. Автор повести о строительстве Хибиногорска // Тиетта. - 2017. - № 2. - С. 67-76.
Творческая галерея / Art gallery где штемпелевала какие-то карточки. Скучная и нудная работа ей не нравилась: «Это были не весё лые южные «приработки» вроде сбора и упаков ки фруктов или карауления бахчей, а служба изо дня в день». Следующей зимой отчим умер, Наталья осталась одна в чужом городе: «Знакомые, вы разив сочувствие, перестали обращать на меня внимание. По вечерам я чувствовала себя совсем потерянной и ходила на все лекции о «дальних странах». Казалось, вспыхнет на экране вместе с плёнкой о чужих краях моё кочевое детство, ког да я была «дочкой», а не затерянным, никому не нужным человеком». На одной из лекций высту пали новосибирские писатели, и Наталья реши ла, что Сибирь - замечательное место, где она найдёт себе интересную работу. Её подруга жила в г. Новосибирске, была замужем за работником исполкома. Наталья списалась с ней и в сентябре 1931 г. приехала в Новосибирск. Работала в мага зине «Культтовары», потом - в областном изда тельстве, газете «Новосибирский рабочий», где провела почти год, до осени 1933 г. Но квалифи кации не было, платили мало. Гирей в Хибинах В декабре 1933 г. она приезжает в Ленинград. Её знакомые Выгодские уговаривают её ехать в г. Хибиногорск. Отец, которого она давно не ви дела, живёт на Украине, а в Ленинграде только её брат Андрей - будущий студент технологи ческого института. Наталья мечтает стать писа тельницей. В поисках своей темы она приезжает в Хибиногорск, где разворачивается грандиозная стройка. Сарач проживёт здесь три года. Хибино горск - место ссылки «раскулаченных» крестьян. Это дешёвая рабочая сила для строительства го рода, рудников, где добывали апатит, фабрики. Наталья собирает материал для повести, в кото рой хочет показать процесс перековки спецпере- селенцев на строительстве города в тундре. Работа в «Хибиногорском рабочем» не заладилась: «Тут моя газетная карьера кончилась в три недели. Ре дактор нашёл, что у меня чересчур живая фанта зия, а очерки должны быть точной копией» (эти слова в автобиографии перечёркнуты). С 1 марта 1935 г. она стала преподавать математику в техни ческих кружках при энергокомбинате, а с 1 фев раля 1936 г. - на стахановских курсах в управлении железнодорожной ветки треста «Апатит» и в цехе электроснабжения. В конце 1936 г. она вернулась в Ленинград. За время пребывания в г. Кировске она на писала повесть о Хибинах, первоначальное на звание которой «Паныч с фольварка». Курировал её работу, помогал советами, правил текст писа Л \! тель С.А. Семёнов (1893-1942). Он участник трёх арктических экспедиций, автор романов «Голод» и «Наталья Тарпова». Скорее всего, он и пореко мендовал повесть Гирей журналу «Литературный современник», где в №№ 4-5 за 1937 г. она появи лось под названием «Шестьдесят восьмая парал лель» (1-я глава носит название «Паныч с фольвар ка»). Повесть не прошла незамеченной: 23 апреля 1937 г. в «Ленинградской правде» появилась по ложительная рецензия В. Друзина «Удача моло дого автора». Но 15 июля 1937 г. в «Литературной газете» опубликована разгромная статья А.С. Ма каренко «Вредная повесть», вызвавшая ещё три негативных отклика. Все они начинались со слова: «враждебная». Н а лечении В том же 1937 г. Наталья поступает в энерге тический техникум. Но, видимо, грубая и неспра ведливая оценка её работы, а также проблемы в личной жизни (в августе 1937 г. арестован лётчик Цой Сик, кореец, к которому она была неравно душна; в 1938 г. расстрелян) привели к нервному срыву: 11 сентября она попадает в психиатриче скую лечебницу. Мольбой и страданиями про низаны её письма С.А. Семёнову из больницы: «Здесь самый воздух пропитан болью и человече ским горем. Я уже не думаю о радостной книге, я хочу только как-то внутренне выжить. Меня по ложили с пропойцами и тому подобное. У меня отняли право на моё человеческое горе. Возьмите меня. Мне хочется учиться, ходить по улицам, ви деть мир. Лежишь, книг нет. Мысли вертятся. Са мое лучшее, если нельзя учиться, чтобы разреши- Писатедь Сергей Александрович Семёнов, 1936 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz