Шталь, Е. Н. Автор повести о строительстве Хибиногорска // Тиетта. - 2017. - № 2. - С. 67-76.

Творческая галерея / Art gallery ка. Личная драма не мешает ей стать советским человеком, хорошей матерью, квалифицирован­ ной работницей. Девочка родилась после смерти Данко. Впоследствии Марина выходит замуж за Веню. Они создают дружную и крепкую семью. Pro e t contra Гирей попыталась показать в повести рассло­ ение раскулаченной массы на Севере. Одни оста­ ются врагами, но таких единицы, другие становят­ ся на сторону советской власти. Повесть кончается смертью Гордиенко и окончательным разрывом Олеся с националистическими иллюзиями. Го­ род в тундре построен. Добыт не только апатит, но и руда, которая дороже апатита. Это челове­ ческое сырьё, переработанное великой эпохой. Хибинская стройка изменила личности людей: бывшие враги переходят на сторону социализма. Таков замысел писательницы. Повесть положи­ тельно оценила критик Р. Мессер. Она отметила хорошее знание «кулацкой психологии», подчер­ кнула, что писательница показывает лицо врага социализма, а это редкость в нашей литерату­ ре: «Написана современная советская политиче­ ски острая талантливая книга, интересная своим идейным охватом для всей советской литературы. Она заостряет у читателя чувство бдительности к врагам социализма». Но отрицательных откликов было больше. Тон задал Макаренко, он первый обругал повесть. Н. Лесючевский обвинил Гирей в пропаганде фа­ шизма, троцкизме, а это было чрезвычайно опас­ но. Он писал, что образы кулаков в повести даны яркими, красивыми, энергичными: «По повести получается, будто бы такой замечательный город, как Кировск, построен руками одних сосланных кулаков. Уже одно это является клеветой на нашу действительность». Критик отметил «враждебное использование имени Данко» из рассказа Горько­ го: ведь Данко отдал свою жизнь для блага людей, а в повести это имя носит враг. Другой критик А. Лин подчёркивал, что пи­ сательница неверно описывает труд людей и при­ роду Хибин: «Автор густой чёрной краской ри­ сует «чахлую» природу Заполярья. Автор нахо­ дит запоминающиеся образы для непривлека­ тельного описания труда строителей нового горо­ да. Труд страшен. Как в клетке, мечутся на строи­ тельстве «обездоленные» люди». «...Ему (Шовко- шитному), - пишет Гирей, - казалось, что он роет огромную, глубокую могилу. Могилу для себя, для неизвестно где зарытого отца, для всей сво­ ей отнятой жизни». Яркие образы врагов заслоня­ ют советских людей, «пафос их борьбы и побед». Партсекретарь должен вести людей за собой, а Га- Одно из последних фото. ничев, отмечает критик, «хиленький, нестойкий человек, слюнтяй, легко поддающийся влиянию врага». Уже после первой отрицательной статьи Макаренко в Ленинграде было организовано об­ суждение повести. Противников было значитель­ но больше, чем защитников. Друзину пришлось покаяться, что он писал рецензию «в спешке», выполняя задание редакции, поэтому повесть оценил неверно. Было подчёркнуто, что повесть Гирей - «дурно пахнущее произведение, клевет­ нически искажающее социалистическую действи­ тельность». А «появление вреднейшего, враж­ дебного произведения на страницах советского журнала» признано «позорным фактом». С сегод­ няшней точки зрения повесть не представляется такой уж страшной, как её расписывали критики. Не будь этого «позорного факта», рукопись пове­ сти могла бы затеряться, и мы никогда не смогли бы её прочесть. Несмотря на некоторую наивность и дидактизм, схематичное описание некоторых персонажей, она представляет интерес для чи­ тателя. Гирей не было и 27 лет, когда её произ­ ведение было напечатано. Возможно, если бы не трагическая судьба, она написала бы не только исторические романы, но и другие вещи, которые бы её прославили. По крайней мере, талант у неё был. Правда, не все произведения Гирей опубли­ кованы. Они ждут своего часа, например, роман «Митридат». Писательница была реабилитирова­ на по всем трём делам в 1989,1990 и 1992 гг. Шталь Е.Н., г. Кировск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz