Шталь, Е. Н. Освоение Хибин глазами Юрия Марка // Тиетта. - 2017. - № 1. - С. 76-85.
Творческая галерея / Art gallery кончен так: «Краевая художественная литерату ра ждёт своих авторов, которые соединят знание местного материала и добросовестность с высо ким идейным уровнем. Ю. Марк вряд ли войдёт в число этих писателей». М. Майзель оценивал книги прежде всего с идеологических позиций. Он не думал о том, что каждое свидетельство со временника этих событий с течением времени бу дет иметь всё большую ценность, включая и пу бликации его самого. Малая проза Был задуман Ю. Марком и цикл рассказов «Нарушенная тишина», из которых написана только часть. В рассказе «Подлог» («Вокруг света», 1932, №24) действие происходит на строительстве Хибинской обогатительной фабрики. Ф. Новиков, ударно отработав полгода на стройке в Хибинах, заслужил почётную грамоту и двухнедельный от пуск. Но он хочет не отдыхать, а работать, хотя в Ленинграде его ждёт молодая жена Тася с трёхме сячным сыном Вовкой. Рабочие настаивают, что бы Фёдор навестил жену, и он едет к ней. Через четыре дня Фёдор получает телеграмму о сроч ном вызове из отпуска, подписанную заместите лем начальника стройки М. Голубицким. Нови ков возвращается, а вскоре в комитет комсомола стройки приходит письмо, написанное женой Фё дора. Недовольная тем, что мужа заставили вер нуться, она пишет: «И выходит - придётся парню грохать почти год до очередного отпуска. Этак не Л \1 годится, товарищи. Новиков, конечно, пусть ра ботает, раз вызвали, а вот Голубицкому намыль те холку, да купите вскладчину кодекс законов о труде - пусть прочтёт и в следующие разы не от рывает ребят от отдыха». Расследование показа ло, что Ф. Новиков отправил телеграмму сам себе, чтобы быстрее вернуться на стройку и чтобы жена не предъявляла претензий. М. Голубицкий и се кретарь комитета ВЛКСМ не стали ругать Фёдора, оценив его энтузиазм и желание помочь родной бригаде. Несмотря на недостатки, книги и очерки Ю. Марка способствовали популяризации Хибин у населения нашей страны, особенно у подрост ков. Сейчас эти произведения стали библиогра фической редкостью. Они важны тем, что напи саны современником освоения Хибин. Его книги - это взгляд на наш край, мысли и чувства от уви денного, свидетельство человека, который всё ви дел своими глазами и рассказал не только жите лям 1930-х, но и нам. Писатель умер в Ленинграде 12 июля 1982 г. Выражаю благодарность сотрудникам Ар хива управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ле нинградской обл., рукописного отдела Россий ской национальной библиотеки, руководителю центра «Возвращённые имена» (Санкт-Петербург) А.Я. Разумову, председателю правления благотво рительного общественного Фонда жертв полити ческих репрессий «Покаяние» Республики Коми М.Б. Рогачёву, внуку Ю.Г. Марка В.Г. Высоцкому. Шталъ Е.Н., Кировск ГАЛЕРЕЯ «М» - ПЕРВАЯ ЧАСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ ЗАПОЛЯРЬЯ GALLERY «М» - THE FIRST PRIVATE GALLERY IN THE POLAR REGION A member of the Artist's Union of Russia I.V. Klyushkin outlines the history of creation and major achievements of Gallery «М», nowadays accumulating the artistic life o fApatity. The author provides names of artists, who made a mark on the regional exhibition activity. Nowadays, the Gallery is to its 25thanniversary. В октябре 2016 г. исполнилось 25 лет извест ному художественному проекту - первой в Запо лярье частной «Галерее М». Если рассматривать её появление в контексте развития российского искусства 1990-х, то оно было вполне закономер ным. Чтобы выяснить эту закономерность, надо углубиться в историю мурманского искусства. Сложилось так, что основные кадры, имеющие отношения к изобразительному творчеству, в на чале 1950-х были сосредоточены в Мурманске. Но постепенно и в других городах области появля- supervised by I.V. Klyushkin. The current article is dedicated дись люди с художественным образованием. Так, в конце 1950-х на строительстве Кировской ГРЭС работал известный в будущем мастер живописец Н. Морозов. Одним из центров, где концентрировались люди с художественным образованием и те, кто позиционировал себя как художник, было При- хибинье - гг. Кировск и Апатиты. Здесь на различ ных предприятиях работали художники, которые не только занимались оформительской работой, но и предавались художественному творчеству.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz