Шталь, Е. Н. Запрещенный писатель с Кольского полуострова // Тиетта. – 2016. - № 4(38). - С. 79-85 : ил.

Творческая галерея / Art gallery ство «Вагриус», имеющее эксклюзивные права на публикацию книг В.В. Ерофеева, подарило музею книги и кассеты с записью поэмы «Москва - Пе­ тушки» в исполнении автора. Московский театр «На Юго-Западе», ставивший его пьесу «Вальпур­ гиева ночь, или Шаги Командора», подарил три видеозаписи спектакля с разным составом актёров. Собирать материалы для музея помогало множе­ ство людей, перечислить всех нет возможности. Комната под музей была освобождена, от­ ремонтирована и красиво оформлена. 24 октября 2001 г. в библиотеке им. М. Горького открылась экспозиция «Кировск - Москва - Петушки», где собранные материалы представлены на стендах: «Венедикт Ерофеев в Хибинах», «Годы учёбы», «На Владимирской земле», «"Москва - Петуш­ ки" - энциклопедия советской жизни 1960-х», «Друзья Ерофеева», «Уход в бессмертие», «Про­ изведения В.В. Ерофеева в театрах мира». В том, что открытие состоялось в срок, большая заслуга начальника Кировского отдела культуры Г.Н. Ро­ стовой и директора централизованной библио­ течной системы В.Е. Огурцовой. На открытие музея приезжали сын писателя В.В. Ерофеев с женой Галиной, сотрудница издательства «Ва­ гриус» Е. Толкачева. Честь открытия была пре­ доставлена сестре писателя Т.В. Гущиной и ру­ ководителю делегации мурманских писателей Б.Н. Блинову. Оформлял музейную экспозицию талантли­ вый художник Д. Новицкий. Над сходной дверью простирается карта маршрута Москва - Петушки со всеми промежуточными станциями. Слева от неё - расписание движения электричек, справа - картина-коллаж «Поезд отходит от второй плат­ формы» из 56 фотографий, на которых изображе­ на электричка, стоящая у платформы с людьми. Постепенно на фотографиях остаётся всё меньше пассажиров и, наконец, они исчезают. Поезд ухо­ дит. Это - символ уходящего времени, ушедших лет: 1960-е, описанные в поэме «Москва - Петуш­ ки», не вернутся. Исчезнувшие люди освобож­ дают место новым поколениям. Остаётся только платформа, которую заполнят другие люди. В музейной комнате, помимо стендов и книг, представлены предметы быта 1960-х: тумбочки, радиола, часы, кассовый аппарат, сетка-авоська с бутылкой кефира, банкой килек в томате и бато­ ном, чемоданы, в которых размещена часть экспо­ зиции. Перешагивая порог комнаты, наступаешь на нарисованные шпалы с рельсами, уходящими вдаль. Здесь же: банка с огурцами, чайник, каран­ даш, вилка, монеты, ключи, открывалка, рыбий скелет и т.п. На подоконнике: 8 деревянных буты­ лок с наклейками 1960-х, чуть ниже - натюрморт с изображением селёдки на бумаге, луковицы и стакана (работа художницы Н. Новицкой). По пе­ риметру помещения -виды из окна электрички. Л \1 В 2003 г. музей получил Президентский грант на развитие. Помещение расширилось, в 2005 г. сделан ремонт, закуплены компьютер, ви­ деокамера, заказаны витрины. В «Книге отзывов и предложений» музея - сплошные благодарно­ сти. Вот что писала, например, близкая подруга писателя Н. Шмелькова: «Какое счастье, что в Ки­ ровске - в городе, который Венедикт Ерофеев лю­ бил до слёз, создан прекрасный музей его имени. И это, как мне кажется, только начало. Два года назад я присутствовала при его зарождении, а те­ перь поражаюсь: сколько появилось в нём новых экспонатов, дающих ценнейшую информацию о великом писателе. Низкий поклон организа­ торам!!! Думаю, что если бы Венедикт Ерофеев сверху всё это мог видеть, то, несмотря на прису­ щие ему скромность и полное отсутствие тщесла­ вия, был бы он приятно удивлён происходящему. Н. Шмелькова - друг писателя и автор книги "По­ следние дни Ерофеева". 27 ноября 2003 г.». Музей посещали и зарубежные гости. В книге имеются записи на английском, французском, немецком, иврите, японском, эстонском и других языках. Собранный в фондах музея материал по­ зволил автору принять участие в различных конференциях: Тютчевской (Брянск, 2003), Бу­ нинской (Орёл, 2005), Щедринской (Тверь, 2006), Ибсеновской (Осло, 2006). Во всех докладах впер­ вые анализировалось влияние этих писателей на творчество В.В. Ерофеева. Для Всероссийских научно-практических краеведческих конферен­ ций (Вятка, 2004; Барнаул, 2013) были подготовле­ ны доклады о работе музея и краеведческой рабо­ те в библиотеке. Два доклада вошли в материалы «Славянских чтений», традиционно проводимых в апреле (Орёл, 2005, 2006). Большая работа про­ ведена музеем для биографической хроники В.В. Ерофеева в альманахе «Живая Арктика» (2005, № 1). Материал готовился с его редактором В. Берлиным. Многие факты приведены в альма­ нахе впервые. За информацией в музей обраща­ лись исследователи творчества писателя из Кана­ ды и Японии, работающие над диссертациями. Музей В.В. Ерофеева - памятник таланту пи­ сателя. Он не только заостряет внимание на нашей истории, но и подводит к философским размыш­ лениям о вечных вопросах: смысле жизни, суетно­ сти бытия, любви и счастье. В октябре 2016 г. ему исполнилось 15 лет. По этому случаю состоялся литературный вечер, на котором показаны фильм о писателе, снятый тележурналистами «Первого канала», запись спектакля «Вальпургиева ночь», читались ерофеевские афоризмы. Творчество В.В. Ерофеева прочно вошло в историю литерату­ ры. Как говорил сам писатель: «Давно ушли в про­ шлое те времена, когда меня не существовало». Шталь Е.Н., Кировск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz