Шталь, Е. Н. Запрещенный писатель с Кольского полуострова // Тиетта. – 2016. - № 4(38). - С. 79-85 : ил.
Творческая галерея / Art gallery Г ские поэты, зарубежные писатели, даже газетные статьи. Недаром А. Генис назвал поэму «энцикло педией советской жизни 1960-х годов». Со време ни написания поэмы прошло более 40 лет, многие реалии той жизни незнакомы современному чита телю. Поэтому комментарии Э. Власова к поэме в три раза превосходят по объёму авторский текст. Своеобразный язык и тонкая ирония отли чают творчество В.В. Ерофеева. «Так - не живут, не говорят, не пишут. Так может только один Ве недикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная сти лю, его речь, всегда собственная - его талант. Ка кое счастье - что талант, какая тоска - отчетливо знать, что должен претерпеть его счастливый об ладатель», - писала о нём Белла Ахмадулина. Я неоднократно был свидетелем тому, как молодые люди спрашивают в магазинах книгу «Москва - Петушки». А ведь в годы перестройки говорили, что интерес к поэме связан с её запретносгью, вот познакомятся с ней - и интерес пропадёт. А он не пропадает. В чём дело? Думаю, дело в необыкно венной искренности книги, глубоком понимании человеческой души. В.В. Ерофеев писал о том, что хорошо знал, через что прошёл. Именно поэтому поэма и сегодня читается взахлёб, её можно не однократно перечитывать, многие строки стали афоризмами, ей суждена долгая жизнь. Надеюсь, такая же долгая жизнь ждёт и му зей В.В. Ерофеева. Кратко расскажу о его созда нии. В нашей стране произведения писателя нача ли печатать только с конца 1988 г. Ранее они были запрещены. В 1999 г. во Дворце культуры библио тека им. М. Горького в Кировске провела литера турный праздник, посвященный В.В. Ерофееву. На него приехали гости из Санкт-Петербурга и Москвы, мурманские писатели. Была развёрнута большая выставка «Феномен В.В. Ерофеева», на которой была представлена не только литерату ра, но и фотографии, театральные афиши, доку менты из архива сестры писателя Т. Гущиной. Би блиотекой и альманахом «Живая Арктика» был выпущен буклет «Хибины - Москва - Петушки». Творческий центр «Иван-да-Марья» подготовил сувенир - миниатюрный глиняный макет книги «Хибины - Москва - Петушки». На здании сред ней школы № 1 была открыта мемориальная до ска. Праздник собрал большое число зрителей, было решено сделать его ежегодным. По мнению мурманского писателя Б. Блинова, «проведение таких дней не только воздаст должное памяти вы дающегося земляка, но и послужит возрождению культурных традиций края, повысит значимость Кольской земли в общелитературном россий ском пространстве». Материалов о В.В. Ерофееве было собрано много. Среди них фотографии, свидетельство о крещении, копии записных книжек, театральные афиши, программки и т.п. Но они находились в фонде библиотеки и в лучшем случае были за действованы два раза в год. Да и ставить их на учёт было затруднительно. А материал прибывал. Тог да возникла идея создать музей писателя при би блиотеке, который бы функционировал постоян но. Для этого нужно было выделить помещение, отремонтировать и оформить его. Когда руковод ством библиотеки было принято решение создать музей, то выяснилось, что по некоторым периодам его жизни материала недостаточно. Поэтому меня отправили в командировку по маршруту Москва - Петушки - Караваево - Мышлино - Владимир. Командировка оказалась плодотворной. Во Владимире познакомился с личным делом студен та В.В. Ерофеева, заведенным на него во время учё бы в педагогическом институте им. П.И. Лебедева- Полянского. Среди документов обнаружил две неопубликованные рукописи: автобиография и вступительное сочинение «Личное и обществен ное в поэме Маяковского "Хорошо!"», а также две докладные, подписанные деканом филологиче ского факультета и преподавателем философии, на основании которых В.В. Ерофеев был исключён из института. В вину ему вменялось несогласие с принципами диалектического материализма, ко ренными принципиальными положениями марк сизма, непризнание партийности философии и независимость суждений. Далее следовал вывод: «Я, как преподаватель философии, считаю, что Ерофеев не может быть в числе наших студентов по следующим причинам: 1. Он самым вреднейшим образом воздействует на окружающих, пытаясь посеять неверие в правоту нашего мировоззрения. 2. Мне представляется, что он не просто заблужда ется, а действует как вполне убеждённый человек, чего, впрочем, он и сам не скрывает». Кроме того, в тумбочке его комнаты в общежитии была обна ружена Библия, что в 1962 г. было большим кри миналом. На основании всего этого и последовал приказ ректора об исключении. В.В. Ерофеев мог в разговорах с преподавателями и студентами про молчать, не высказывать свои взгляды, не «лезть на рожон». Но возможность свободно излагать свои мысли он ценил выше, хотя понимал, чем это гро зит. Это был демонстративный отказ от офици ального образования, своеобразное проявление духовной свободы, акт независимости. Поговорить с преподавателем философии удалось только по телефону: встретиться со мной он отказался. Большая работа была проделана в Москве. Друзья писателя Н. Шмелькова и Ю. Рунова пода рили музею книги, статьи, фотографии, золотую медаль, вручённую В.В. Ерофееву по окончании школы, рассказали подробности его биографии. Сестра писателя Н. Фролова презентовала пор трет А. Синявского работы московского художни ка Д. Крымова (в 1997 г. В.В. Ерофеев посмертно был удостоен премии им. Синявского). Издатель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz