Шорохова, Л. Я. Уголок России – отчий дом : (к 100-летию Мурманска) / Шорохова Л. Я. - Мурманск : [б. и.], 2013. - 98 с. : ил., цв. ил., портр.

Я пришла в архив, чтоб найти один факт из жизни города. Я помню, что рядом с домами, на территории Петушинки, на железной дороге появились, словно выросли за ночь - жилые вагончики. Откуда эти вагончики взялись? Кто в них жил. И когда они исчезли? Или это все мне приснилось? Об этом факте нигде не упоминается. В книге мурманского историка Алексея Киселева «Мурманск - в названиях улиц и площадей» упоминается один случай, когда жители города также расселялись в железнодорожных вагонах. Но это было в 1935 году. В коридоре здания архива, на стенде, я увидела фотографию, подписанную: «Поселок на колесах - Красная деревня». Название «Красная» получено от того, что вагоны были выкрашены в красный цвет - противопожарной краской. Немного истории. Из истории города известно, что к февралю 1920 года в городе установилась советская власть. Историк Алексей Киселев так описывает то историческое время города: «Город утопал в грязи и нищете. Есть план города. Но план так и остался неосуществленным. Революционные события 1917 года, гражданская война, интервенция - меняли хозяев. Мурманск строили, где попало и кому как вздумается. На портовой части города, выросли бараки - общежития. Для перевозки грузов и людей интервенты проложили через город - от угольных причалов Зеленого мыса до базы - «узкоколейку» — железную дорогу. Англичане для жилья поставили дома- чемоданы - дома из гофрированного железа с полукруглой крышей и решетками на оконцах. Осевшее в Мурманске население, не имея жилья, создавало его по своему почину: рыли землянки, ставили срубы из брошенных шпал и досок, а также, выловленных из залива бревен - так возникли Шанхай и Нахаловка. Шанхай стал селением китайцев, которые строили железную дорогу. Шанхай разросся к Зеленому мысу. В Шанхае появились свои улицы - аллея Любви, Китай-город, улица злачных мест. Это были районы потрясающей нищеты и всяческих пороков. Население убывало. Город хирел. Запустение. По длинным коридорам бараков гулял ветер. Уезжали все. Оставались чернобушлатные матросы, хилые красноармейцы, промысловики - поморы, железнодорожники, много безработных. Улиц не было. Вновь приезжающие видели пеструю публику. На железнодорожных путях вырос поселок на колесах - Красная деревня. Вагоны стояли в 4-5 рядов. Скоро вагончики обросли пристройками, сарайками, где хрюкали свиньи, блеяли козы, кудахтали куры и пели петухи. Это был 1933 год. Больше о вагончиках нигде не говорилось. Те жилые вагончики, которые я помнила, появились где-то в 1955 - 58 годах. Одни - возле подстанции, напротив Мурманской ТЭЦ, а другие - напротив домов- 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz