Шорохова, Л. Я. Мурманск уходящий : [документальное произведение] / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2013. – 264 с. : ил., цв. ил., портр.
один случай, когда население города расселялось в железнодорожные вагоны, «Красный поселок на колесах» В 1935 году. Фотография в архиве на стенде. Поселок на колесах - «Красная деревня» Название «Красная» от того, что вагоны были выкрашены в красный цвет. К февралю 1920 г в городе уже была Советская власть. Город утопал в грязи. Есть план города. Но план остался, не осуществлен. Революционные события 1917 года, гражданская война, интервенция меняли хозяев. Мурманск строили, где попало и кому как вздумается. На портовой территории выросли бараки - общежития. Для перевозки грузов и людей, интервенты проложили через город от угольных причалов Зеленого мыса до Базы «декавильку» - узкоколейную железную дорогу. Англичане для жилья поставили дома-чемоданы - дом из гофрированного железа с полукруглой крышей и решетками на оконцах. Осевшее в Мурманске население, не имея жилья, создавало его по своему почину. Рыли землянки, ставили срубы из брошенных шпал и досок, а так же выловленных из залива бревен - так возникали «Нахаловка», «Шанхай». «Шанхай» стал селение китайцев, которые строили железную дорогу. Он1 разросся к Зеленому мысу. В « Шанхае» появились свои улицы: Аллея Любви, Китай-дорога, ул. Злачных мест. Это были районы потрясающей нищеты и всяческих пороков. Население убывало. Город хирел. Запустение. По длинным коридорам безлюдных бараков гулял ветер. Уезжали все кроме чернобушлатных матросов, хилых красноармейцев, бойких китайских торговцев, промысловиков - поморов, железнодорожников, безработных. Улиц не было. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz