Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.

хлопотать об учреждении станции также и в Екатерининской га­ вани, но будет ли назначено вознаграждение наблюдателям этой станции и в каком именно размере, пока неизвестно. Директор Обсерватории М. Рыкачев Зав. работами отделения А. Каминский» Учреждение метеостанции по времени совпадает с открытием города Александровска, поэтому мне невольно приходится ка­ саться и истории развития города. Итак, город Кола перестал быть уездным, административным городом. Это произошло потому, что Кола по своему географиче­ скому положению, находясь в 70 верстах от океана, оказалась в стороне от мест наибольшего развития торгово-промышленной жизни края. С открытием города Александровска Кола сделалась заштат­ ным городом. Жизнь в ней замерла, и экономическое развитие при­ остановилось на длительное время. Почему для нового города-порта была выбрана Екатеринин­ ская гавань? Вот что пишет по этому поводу Борис Романов, автор книги «Причалы мужества»: «Вопрос о торговом порте наМурмане поднимался еще во вто­ рой половине прошлого века, когда в июне 1870 года начальник Ар­ хангельской губернии Качалов вошел в министерство финансов с представлением о необходимости дляразвития торговли, промыс­ лов, мореплавания и вообще «улучшения Архангельской губернии», устроить на Мурманском берегу коммерческий порт и указал ме­ сто этого порта - остров Кильдин. Предложение об устройстве Кильдинского порта встретило возражения министерства внутренних дел. Были названы еще три места: бухта Озерко, Печенгский залив и Екатерининская га­ вань. Но дело не получило тогда дальнейшего движения. Дело «полу­ чило движение», когда в 1892 году министром финансов был назна­ чен С. Ю. Витте. В 1894 году он выполнял поручение Александра Ш (против­ ника запираемых «в случае войны и суровой зимы балтийских пор­ тов») сделать выбор места для главной военно-морской базы рос­ сийского флота. Витте созвал комиссию для обследования Мур­ манского побережья и через Великий Устюг и Архангельск прибыл в Кольский залив. Наиболее удобным пунктом для порта на Мур­ мане Витте признал Екатерининскую гавань. Для того чтобы эта гавань могла действительно быть главной военно-морской ба­ 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz